|
м,
что противник сам не заметит, как его голова слетит с
плеч. Кажется, что мастер такого уровня даже не обна
жает свой меч. Его скорость подобна вспышке молнии —
ты видишь ее тогда, когда она уже пропала.
Даже если ты чуть-чуть привязан к своему действию,
когда поднимаешь меч, или же к цели, в которой сосре
доточен твой ум, — ты повредишь клинок или поранишь
руку и тебя нельзя будет назвать умелым. Бесполезно
пытаться просчитать будущее, поэтому отложи в сто
рону мысли и расчеты и смотри «пустым» умом.
Истинную стратегию нельзя выразить в словах, ей
нельзя обучить с помощью инструкций: как стоять, куда
бить и тому подобное. Ее не передать ни словом, ни жестом.
Ты должен постичь ее сам, обособленно от наставлений
учителя. Тогда ты сможешь действовать с полной свободой, словно никаких правил
не существует. Когда
ты понимаешь великие законы и действуешь в соот
ветствии с ними, ты волен предпринимать любые действия
ь любом порядке и ничто не устоит перед тобой. Даже
небеса не в силах прочесть то, что на уме у владеющего
такой свободой. Ты окажешься по ту сторону удовольствия
и боли, и не будет нужды пытаться отвести неудачу,
потому что бедствия не сокрушат тебя, если ты достиг
состояния совершенства.
Упорствуй в своих тренировках, словно ты меч, кото
рый предстоит выковать из чистейшего металла. Тогда,
достигнув понимания истины, одним-единственным
мечом ты сможешь установить покой и мир во всем мире.
Если ты хочешь изучить эту удивительную истину, ты
не должен останавливаться на уровне простых, грубых
учений, а стремиться к высокому и прекрасному духу,
тренироваться все настойчивее и настойчивее и не те
рять ни мгновения впустую. Школа двух небес
Мусаси Миямото
«Обращай внимание на самые
незначительные детали»
В отличие от других мастеров, Мусаси (1584-1646)
не пытался объединить принципы Дзен и технику кэмпо.
Он также не поддерживал «теорию Божественной
защиты», как другие фехтовальщики. Вместо этого он
особым образом сформулировал принципы поединка на
мечах, систематизировав собственный обширный опыт
схваток не на жизнь, а на смерть. В этом труде Мусаси
упомянул, что его учение применимо не только к поедин
кам, но и к военному искусству в целом, и даже более —
к политике в масштабах нации.
В возрасте от 30 до 39 лет Мусаси участвовал более
чем в шестидесяти смертельных поединках против са
мых разных фехтовальщиков, не проиграв ни одного боя.
Он был не только гением владения мечом, но и масте
ром живописи, поэзии (жанр рэнга), скульптуры и чай
ной церемонии. Его книга — выдающийся труд среди
других секретных документов, касающихся искусства
владения мечом, — была написана за два года. Работа
над книгой была завершена Мусаси в возрасте 62 лет,
всего за две недели до смерти.
Желающему понять сущность «будо» (японского
искусства фехтования) стоит изучить нравственную
философию Миямото, отраженную в «Горин-сё». В эпоху феодализма «будо» обрело
глубокое нрав
ственное наполнение. На страницах «Горин-сё» Мусаси
Миямото освещает принципы боя на мечах, изученные
им на собственном опыте с риском для жизни.
Принципы боя Миямото родились из его собственной
стратегии. Он гордился тем, что они применимы не только
к поединку двух бойцов, но и к большому сражению,
и даже к национальной политике. В эпоху войны его
тактика служила не только способом тренировки ума,
но и защите собственной жизни и поражению врага.
«Горин-сё» позволяет изучить принципы, незамени
мые при овладении каратэ.
ПРИМЕНЕНИЕ «ХЭЙ-ХО»
«Юми» («лук»), «теппо» («ружье»), «яри» («копье»),
«кото» («длинный меч»)... Все это — оружие, и каждое
можно использовать при разных обстоятельствах. «Хэй-
хо» уделяет особое внимание применению «тачи»
(японского самурайского меча). Обращение с «тачи» — фундамент знания тактики.
Овладев им, возможно управлять другими людьми и
самим собой. Один воин, владеющий «тачи», способен
победить десятерых; тысяча таких воинов побежд
|
|