|
де
всего следить за своим поведением. И тогда, если ты
поправишь своего сына, его поведение изменится
естественным образом, а младший сын будет брать
пример со старшего и также исправится. Поистине бла
гоприятно, когда отец и сын становятся добродетель
ными вместе. Нанимая или увольняя людей, основывай свои реше
ния на их верности и честности. Поскольку сейчас ты
пользуешься привилегиями доверенного вассала, мно
гие повелители предлагают тебе взятки. Случится ужас
ное, если, ослепленный алчностью, ты забудешь о пре
данности. Если ты любишь буйные танцы, чрезмерно
гордишься своими способностями, посещаешь разных
повелителей без приглашения, чтобы показать свое ма
стерство, — это можно назвать только болезнью. Более
того, я слышал, как ты нелицеприятно отзывался о сти
хах своего сегуна, потому что тебе покровительствовал
повелитель, который льстил тебе в присутствии сегуна.
Ты должен постоянно отдавать себе отчет в таких ве
щах. Как говорится в стихотворении: Абсолютный меч
Такуан Сохо
«Истинный мастер стратегии дарит остальным
радость жизни; благодаря ему они чувствуют
ценность человеческой жизни»
КНИГА «АБСОЛЮТНЫЙ МЕЧ» («Тай А Ки»), как
и «Чудо недвижимой мудрости», написана Такуаном
Сохо, учителем Дзен Ягю Мунэнори, по просьбе послед
него.
«Тай А» — непревзойденный по остроте и тонкости
работы меч. Чтобы владеть им, требовался высочайший
уровень понимания и просветленности. В сёгунате «Хро
ники Тай А» использовали как инструкции по кэндо. Они
были записаны и переданы Оно Дзироу Уэмоном Та-
дааки.
Труд «Абсолютный меч» («Тай А Ки») касается от
ношений человека с другими людьми. В этой книге
Такуан говорит о том, что меч должен нести жизнь, а не
смерть. Истинный мастер стратегии дарит остальным
радость жизни; благодаря ему, люди чувствуют цен
ность человеческой жизни. «Абсолютный меч» описы
вает непрестанные усилия, необходимые для того, чтобы
стать мастером стратегии. НАСТАВЛЕНИЯ «Тай А»
Чтобы достичь мастерства во владении мечом «Тай А»,
нужны значительные усилия и искренность.
Постигший владение мечом «Тай А» — Мастер
Жизни.
Меч — не орудие убийства.
Стратег, не постигший сути «меча жизни», — люби
тель-новичок.
Продвинувшийся в фехтовании, но не постигший
жизни не имеет никакой ценности.
Такуан сокрушается из-за того, что мир полон лю
дей, не имеющих ценности.
Чтобы обрести ценность, необходимо понимать самого
себя и быть способным полностью измениться.
Действие проистекает от желаний.
Желания следует уважать так же, как и жизнь.
Желания нельзя убить.
Воплощение желаний зависит от мудрости чело
века.
Мудрость направляет желания.
Мудрость передается людям через буддизм.
Буддизм создает путь постижения ответов на такие
вопросы, как «Кто я?» и «Почему все происходит имен
но так, а не иначе?» СТРАТЕГ НЕ СОРЕВНУЕТСЯ
Стратег никогда не соревнуется в поединках. Не бес
покоясь об относительной силе или слабости, он остается
на месте, побеждая противника без единого шага вперед
или назад.
ИСТИННОЕ «Я» И ЛИЧНОЕ «Я»
Истинное «Я» выходит за рамки жизни и смерти.
Наше истинное «Я» существовало еще до рождения
наших предков, оно существовало даже до разделения
неба и земли. Это «Я» находится в самом человеке, во
всех вещах — птицах, животных, траве и деревьях — и
называется «Будда-природа».
У истинного «Я» нет формы, его нельзя увидеть гла
зами, как обычный предмет. Его воспринимают единицы.
Только полностью постигшие путь Будды — просвещен
ные, достигшие состояния Будды — могут видеть истин
ное «Я». Личным «Я» владеют обычные люди, оно
|
|