|
ой
ум будет пленен мыслью об ударе. Если ты поместишь
ум в своем собственном мече, твой меч пленит тебя. Если
ты упорно продолжаешь считать, что ты не должен быть
ранен, твой ум пленит эта мысль. Если ты поместишь
ум в стойку противника, твой ум займет стойка про
тивника. Похоже, не существует места, в котором уму
следует находиться постоянно.
Если ты направишь свой ум на что-либо вне тебя, он
будет пленен этим и ты потерпишь поражение. Поэтому
некоторые учителя говорят, что следует «опустить ум»
в точку ниже пупка и держать его там, двигаясь в ответ
на движения противника. Это хорошая мысль, однако,
исходя из высшего состояния ума в буддизме, держать
ум ниже пупка — относительно низкий уровень разви
тия сознания, который не может быть назван оконча
тельным. Это просто еще одно состояние ума, которое помогает овладеть
определенным уровнем мастерства
и соотносится с состоянием «кеи» («почтения»). Когда
Менциус (Мен-цзы) говорил о том, чтобы «вернуть
освобожденный ум» (ум, отделившийся от тебя), он имел
в виду данный уровень сознания, но это, как уже было
сказано, не высшее состояние.
Я уверен, ты разберешься в понятии «освободивше
гося ума», прочитав остальные главы. Если ты опустишь
ум вниз и будешь держать его ниже пупка, твое созна
ние будет пленено мыслью о том, чтобы не допустить
«побега» ума. Ты не сможешь делать ничего другого,
и движение ума будет ограничено.
Если удержание ума ниже пупка лишает тебя сво
боды движения, то какую же часть тела избрать для
местопребывания ума? Если ты поместишь его в пра
вую руку, то сосредоточишься на правой руке и тело не
сможет двигаться свободно. Если ты поместишь ум в
глаза, он пленится глазами и движения всего тела бу
дут скованы. Если ты поместишь его в правую ногу, он
застынет на правой ноге, и снова тело будет испытывать
трудности при движении. Если ты пытаешься поместить
ум в какую-то одну точку, то во всем остальном про
странстве он будет отсутствовать.
Куда же следует тогда помещать ум? Вот мой ответ:
ты не должен помещать ум никуда — тогда он расши
рится и заполнит все твое тело.
Когда нужны руки, твой ум будет служить рукам.
Когда нужны ноги, ум будет служить ногам. Когда нужны
глаза, ум будет служить глазам. Поскольку ум распро
странится повсюду, он может присутствовать везде, где
он необходим, и действовать также по мере необходи
мости.
Если ты выделишь какую-то одну цель для своего
ума, он будет пленен этой целью и станет бесполезным.
Когда ты думаешь, твой ум захвачен твоими же мыслями.
Отбрось любые мысли и суждения — отбрось весь свой
ум. Если ты не будешь пытаться держать ум в каком-то
одном месте, он распространится на все тело и в любой
момент будет готов служить тебе. Если ум не помещен в одну точку, он находится
везде
Помещение ума в одну точку — это признак нездо
ровой односторонности или пристрастия («хен»). Подо
бающее состояние ума — то, в котором ум не концент
рируется на одной стороне, но проникает во все тело и
расширяется во всех направлениях. Когда ум прости
рается в одном направлении, его не хватает во всех дру
гих направлениях; это называется «хенсин» — односто
ронний или подверженный предрассудкам ум. Предрас
судки такого рода вызывают справедливую ненависть.
Любые жесткие условия приводят к ограниченности и
уводят с верного пути.
Если ты не думаешь о том, куда поместить свой ум,
он расширится и распространится повсюду. Не помещая
ум куда-либо, двигайся вместе с противником и исполь
зуй ум соответствующим образом — в каждый отдель
ный момент в каждом отдельном месте. Если ум охва
тил все тело, то в момент, когда тебе нужны руки, ты
сможешь использовать ту часть ума, которая уже
находится в руках; когда должны двигаться ноги, ум
уже там. Кроме того, если ум «привязан» к одной точке,
его придется «вытаскивать» оттуда, когда он потребу
ется в другом месте. Это связывает твое внимание, и ум
становится бесполезным.
Если ты пытаешься удерживать свой ум, как кота
|
|