|
на
поводке, твой ум пленится твоим телом. Если ты дашь
уму свободу перемещений внутри тела, он никуда не
убежит. Суть всех тренировок — не в том, чтобы оста
навливать ум в одной точке. Если ты никуда не поме
щаешь ум, он находится везде. Не зафиксированный в
одном направлении, он может действовать во всех на
правлениях.
Изначальный ум подобен воде,
заблуждающийся ум подобен льду
«Хонсин» («изначальный ум») никогда не остается в
одной точке, а распространяется по всему телу. «Мосин»
(«заблуждающийся ум») приведен в смятение одной
мыслью и застывает на одном месте. Когда изначальный
ум сосредотачивается на одной точке, он превращается в заблуждающийся ум. Важно
не потерять состояние
изначального ума, иначе в некоторых ситуациях твой
ум окажется бесполезен.
Изначальный ум подобен воде, а заблуждающийся,
застывший в одной точке ум подобен льду. А ведь вода
и лед по своей сути — одно и то же. Ты не можешь умыть
лицо и руки льдом, но если ты растопишь лед и позво
лишь воде спокойно течь, ты можешь омыть ею все тело.
Если ум застывает в одной точке, им нельзя пользоваться
свободно — точно так же как ты не можешь умыться
льдом. Растопи лед, ощути, как вода словно распрост
раняется и течет сквозь твое тело. Используй свобод
ный ум («хонсин»).
Обретение состояния «мусин»
Ум «мусин» («без ума») схож с «хонсин» — изначаль
ным умом. Он не застывает и не останавливается, не
содержит мыслей или суждений. Он не находит себе
приюта нигде, но свободно распространяется в теле.
Если ум останавливается, возникают мысли. Если ум не
останавливается, сохраняется пустота; это ум «мусин».
Это состояние также называют «мусин мунен» («без ума,
без мыслей»).
Если ты сможешь достичь состояния «мусин», твой
ум будет отзываться на все, но ни на чем не останавли
ваться. Это подобно тому, как если бы ум постоянно тек
сквозь тело, подобно воде. В этом состоянии ты можешь
действовать свободно в любой нужный момент.
Ум, прикованный к одному месту, не может двигаться
свободно. Колесо вращается, потому что не прикреплено
к оси намертво. Точно так же обстоит дело и с умом.
Если в твоем уме есть мысли, ты не сможешь услы
шать другого, даже если стараешься слушать, потому
что твой ум занят собственными мыслями. Если твой ум
подавлен влиянием мыслей, ты будешь слушать — и не
слышать, смотреть — и не видеть. Это происходит по
тому, что в уме есть мысли.
Уничтожив мысли в своем уме, ты достигнешь «мусин»
и сможешь двигаться свободно и соответственно ситуа
ции. С другой стороны, намерение уничтожить мысли становится еще одной мыслью.
Если ты не стараешься
думать об этом специально, мысли растворятся естествен
ным образом. При регулярной длительной практике
такого подхода ум, в конце концов, спонтанно достигнет
состояния «мусин».
Используй ум, не останавливая его
Если у тебя есть намерение применить определен
ную технику, твой ум будет захвачен этой техникой, —
это касается любого замысла. И ты должен использо
вать свой ум, не позволяя ему быть пойманным.
Чтобы с пользой действовать руками, ты должен
использовать ум. Куда бы ни переместился ум, он там
останавливается. Назвать мастером в любом деле можно
того, кто способен использовать ум и применять технику,
не останавливаясь на одной точке .
Привязанность и страдания жизни и смерти порож
дены остановкой ума. Высшее состояние ума — то, в ко
тором ты можешь смотреть на цветы или багряные осен
ние листья и видеть их, не останавливая ум. Священник
Дзен сказал об этом в стихах:
Смотришь ты или слушаешь, высшее состояние —
не останавливать свой ум.
Как тыква на воде
Если ты толкнешь или ударишь плывущую по воде
бутылку из тыквы-горлянки, она закружится. Если ты
бросишь ее в воду и надавишь на нее рукой, она вы
скочит, повернувшись другой стороной кверху, если
|
|