|
и,
означает то же, что и «на толщину волоса». При ударе
по кремню искра появляется мгновенно. Нет промедле
ния между ударом по кремню и появлением искры. Та
ким же образом, не должно возникнуть и промедления,
созданного остановкой ума. Важно не останавливать ум
вообще ни на чем. Это понятие нельзя путать со ско
ростью или быстротой. В конечном итоге, скорость —
только результат постоянного движения ума. Запомни
этот момент. Если ты остановишь свой ум, его пленит
твой противник. Если ты будешь двигаться с намерением
быть быстрым, твой ум пленит твое собственное наме
рение.
Среди стихов Сайгё есть строки о придворном из Егучи:
Последние слова стихотворения — «твой ум стоит на
месте слишком долго» — выражают сущность страте
гии. Не останавливать свой ум — в этом заключается
истинная мудрость.
Если ты спросишь монаха Дзен: «Что такое Будда?» —
он может поднять кулак. Если ты спросишь: «Что есть суть буддизма?» — он вполне
может ответить: «Аромат
цветущей сливы» или «Дуб посреди сада» еще до того,
как затихло эхо твоего вопроса. «Хороший» или «пло
хой» будет ответ — это не существенно, ведь ценится
свободное, спонтанное движение ума. Ум, который не
останавливается, неподвластен воздействию цвета или
запаха. Этот непоколебимый ум может называться
Богом, Буддой, духом Дзен, сутью любого искусства.
Если ты остановишься, чтобы подумать перед ответом
на вопрос, твои слова могут быть великолепны — но твой
ум затемнен колебаниями и сомнениями («майю»).
ПОСТИЖЕНИЕ «ФУДОЧИ»
Выражение «искра от кремня» также переводится и
как «скорость молнии». Например, если произнесено имя
«Уэмон» и Уэмон немедленно отзывается: «Да?» — это
«фудочи». Если, услышав свое имя, Уэмон сначала раз
мышляет, зачем его кто-то позвал, а затем говорит что-
то вроде: «В чем дело?» — это вызвано колебанием ума
(«майю»). Ум обычного человека ставится в тупик вне
шними явлениями, что показывает, как на него действу
ет «майю». Незамедлительный отклик Уэмона на про
изнесенное имя — это мудрость Будды. Достигнувший
этого состояния ума, то есть полностью овладевший
«фудочи», может быть назван Богом или Буддой. Будда
и человечество — это не два отдельных понятия. Есть
много Путей — Путь богов (синдо), Путь поэзии, Путь
Конфуция и так далее; но суть каждого из них — по
стичь состояние ума, называемое «фудочи».
ПОНИМАНИЕ УМА
Когда ум описывается словами, мы говорим о его все
ленской сущности и связи с кармой (законом причины и
следствия). Добрая и злая воля зависит от кармы ума, и
причиной всех действий также является карма. Но что
такое ум? Вопрос об истинной природе ума вызывает
в каждом человеке недоумение.
Лишь у некоторых есть ясное понимание ума, но при
менить такое понимание на деле еще сложнее. Умение
объяснить сущность ума еще не свидетельствует о ясном постижении его глубин.
Описание воды не увлажнит
языка, самое подробное описание огня не согреет руки.
Настоящее понимание приходит, когда ты на самом деле
прикоснулся к воде или огню. Даже самые красноречи
вые слова не насытят пустой желудок. Умение обра
щаться со словами не свидетельствует о настоящем
знании, и ты никогда не достигнешь понимания через
объяснения того, кто полагает, что может объяснить.
Принято считать, что и буддизм, и конфуцианство —
это учения о природе ума. Но если действия учителя не
проникнуты тем, чему он учит, это показывает неглу
бокое понимание. Для полного понимания необходимо
проникнуть в самую сущность собственного ума. Неважно,
сколько людей постигают буддизм, если те, кто его по
стиг, не имеют ясного понимания ума. Мировоззрение
изучающих буддизм в этом отношении не очень разумно.
Единственный способ достичь ясного понимания ума —
глубокие размышления и самоотверженные усилия.
ГДЕ СЛЕДУЕТ ПОМЕЩАТЬ УМ?
Если ты сосредоточишься на движениях противника,
твой ум будет пленен ими. Если ты сконцентрируешь
свой ум на мече противника, твой ум будет пленен им.
Если ты отчаянно будешь пытаться поразить врага, т
|
|