|
О том, что мне обещала Аня в Москве - пойти со мной купить красивое
платье, - она, конечно, забыла. Хорошего платья у меня не было. Однажды
перед каким-то приемом Аня меня выручила своими нарядами, но, замечавший все
Томас Лейус спросил, почему я в платье Дмитриевой? И впредь я зареклась
надевать чужое.
Все собирались на банкет, когда я объявила, что никуда не пойду. "Как же
так?" - удивилась Дмитриева. "Да, вот ты обещала, что мы пойдем купим
платье, не купили. Туфли мне тоже не купили, а на маминых я каблуки
стерла..." Аня понимает, что оправдываться в этот момент бесполезно,
начинает меня уговаривать. Море слез, я красная как свекла. "Боже, - стонала
Аня, - надевай любое мое платье". - "Нет, не надену я твое платье, потому
что Лейус прошлый раз сказа-а-ал..." Но если платье я еще могла взять у Ани,
то ее туфли на меня не налезали. Тут Ане присылают поклонники букет роз, а
она, хитрая, заявляет: "Смотри, тебе цветы прислали". Казалось, как можно в
такое поверить, но я поверила. Хитрость с цветами удалась: как, тебе
прислали розы, а ты не идешь. Затем Лейус пришел извиняться к
шестнадцатилетней девчонке. Появился Алик с туфлями на невероятно высоком
каблуке и сказал: "Надень". Он купил их жене брата. Туфли оказались мне
маловаты, но они привели меня в такой восторг, что теперь уговаривать меня
идти на прием не пришлось. Впервые в жизни меня напудрили, чтобы скрыть мою
зареванную физиономию. И вот мы едем на бал! Я уже знала, по рассказам Ани,
что мы попадем в огромный зал, где красивые люстры, белоснежные столы и все
действие происходит как бы внизу, в партере зала, куда надо будет спуститься
по высоким полукруглым лестницам. Аня вспомнила, что первый раз надела туфли
на высоких каблуках именно на уимблдонский бал... и упала на лестнице. Мысль
"не свалиться" сидела в голове как гвоздь, наверное, поэтому я
поскользнулась, но, к счастью, не упала.
Володя Коротков тоже стал победителем юношеского Уимблдона, и нам
полагалось открывать бал вместе со взрослыми чемпионами.
У взрослых победили Маргарет Корт и Эмерсон. Мы с Володей должны были
выйти в вальсе вслед за ними, но я пыталась отказаться от заслуженной чести
- туфли я уже сняла, вновь их надеть было совсем нелегко. К тому же на
каблуках я сравнивалась ростом с партнером, и мне казалось, что мы будем
выглядеть не совсем красиво на таком роскошном балу. На самом деле я просто
трусила.
На следующий год на таком же балу я чувствовала себя уже уверенно, да так
разошлась, что, когда я кончила танцевать, Гарри Хопман, великий Хопман,
который создал австралийский теннис и знаменитую австралийскую команду,
сказал: "За то, как ты танцуешь, я не задумываясь взял бы тебя в свою
команду". Хопман уже умер. Много лет тому назад он переехал в Америку и там
открыл несколько теннисных академий. Гарри Хопман был знаменит в мире
тенниса своей феноменальной интуицией. Лейвер, Роузвол, Столли, Эмерсон,
Ньюкомб, Александер - вся эта прославленная австралийская плеяда выросла под
его внимательным взором, прошла через его руки, руки человека, требующего
железной дисциплины. Когда тебе такой великий тренер, как Гарри, говорит,
пусть в шутку, что он тебя берет в свою команду, ты понимаешь, что чего-то в
теннисе стоишь.
Моя победа, видимо, окончательно укрепила наших тренеров в мысли, что
будущие успехи в женском теннисе все же связаны со мной. И правильно
сделали, что не заставили меня играть еще раз в юношеском Уимблдоне. В свое
время Наташа Зверева участвовала в нем дважды, но не потому, что я, став
тренером, перепроверяла, сильнее ли она своих ровесниц: Зверевой нужно было
попасть на Олимпий-ские игры в Сеул, и первое место на юношеском Уимблдоне
давало такое право. Так вот, играть два раза юношеские турниры, если человек
выиграл такого рода состязания, я считаю бессмысленным. Уже открыта дверь в
большой теннис, и надо составлять новый календарь только из расчета на
взрослые турниры.
Мне повезло, на следующий год я уже сражалась на взрослых турнирах, хотя
и проигрывала. Странная вещь, как-то быстро забылось, что мы долго
проигрывали, прежде чем начали побеждать. И уже потом - сперва от Шамиля
Тарпищева, когда он стал тренером сборной, потом от меня - сразу начали
ожидать не-обыкновенных результатов. Я счастлива, что на нашем тренерском
счету было много побед и суперфиналов, но сколько же турниров было мною
самой проиграно, пока я дошла до своих побед и финалов.
Победа в 1965 году на юношеском Уимблдоне - мой старт в мировой теннис.
Но только тогда, когда мы с Аликом в 1968 году вышли в парный финал
Уимбл-дона, ко мне пришла уверенность, что я смогу так же играть и в
одиночном разряде, что мне по силам состязаться со знаменитостями. Для
становления спортсмена крайне важна уверенность в реальности поставленной
задачи.
В 1966 году я проиграла в первом круге взрослого Уимблдона Трумэн,
которую потом все время обыгрывала. На юношеский турнир взяли Розу Исланову.
В газете написали: "К опытным - Дмитриевой, Бакшеевой, Морозовой
присоединилась молодая Исланова". Роза была старше меня.
Да и какой там "опыт"? Один только страх. Ведь с прошлогоднего Уимблдона
я не провела ни одного турнира за рубежом. Это гораздо позже составляли
специальные графики турниров, позволявшие спортсменам держать форму круглый
год. А в мою бытность, сыграв с Рози Казалс, я встретилась с ней только
через год. Она удивилась: "Как, ты пропускаешь Карибские турниры?! Тебе же
все сначала придется начинать". Уверенность к игроку приходит в том случае,
|
|