|
А кругом веселье: все постепенно заканчивают соревноваться. Лишь мне выступать
в самый последний день Игр. Круче не закрутить пружину испытания. Весь на излом
- выдержу ли. И только тренер со мной...
Мой друг, жизнь- это всегда акт воли!
Глава 56.
Но Рим! Я, верно, вытоптал все площади, выщупал тепло его щербатых стен. Город
породило солнце - этот оборот не ради красивости. Нет, солнце имеет прямое
отношение к духу города и народа.
Красота наднациональна, она для всех, она ради человека, она в общем потоке
созидания. Она сплавляется в сознании всех. Она для преодоления животного в
людях. Нет прекрасного, невозможно прекрасное, если оно унижает достоинство.
Скудна и опасна лишь национальная мера великого. Все одежды малы и скоморошливы
для великого. Оно, прекрасное,- общее; оно стирает ограниченность и тупость
шовинизма. Красота по природе исконно национальна и в то же время разрушительна
для национальной узости, для национальной обособленности, тем паче
исключительности. Я сидел на полу и, задрав голову, читал росписи Микеланджело
в Сикстинской капелле - фрески на потолке и алтарной стене. Рядом сидели,
вставали люди.
И тот, не музейный Рим, очень задел сердце. Я входил в него без слюнявой
восторженности. Вот оно, "прекрасное далекое",- здесь складывались и
неповторимые "Мертвые души". Как заметны они отсюда! Как уродливо нелепы те
мертвые души для России! Сколько слов, холстов, лиц! Без временной очередности
они выговаривали самые важные чувства!
Я разделяю слова Герцена: "Наука, имеющая какую-либо цель вместо истинного
знания,- не наука. Она должна иметь смелость прямой, открытой речи". Я
распространяю это определение и на искусство. Нет смелости прямой речи - нет
искусства, есть только расчет.
Бесплатный проезд по Риму упрощал бродяжничество: стоило показать удостоверение
участника Олимпийских игр. На моем черным вытиснуты цифры: 14538.
Этот город не для туристов. Этот город надо принять сердцем. Не в туристском
пробросе мерить "музейные" километры.
Глава 57.
Я привез с собой транзистор - приз за победу на соревновании. Один из первых
советских транзисторных приемников, весьма далекий от совершенства.
Перед сном рылся в эфире. Редкую ночь не выуживал созвучные настроению
"Кончерто гроссо" Генделя или "Бранденбургские концерты" Баха; а то скрипичные
"барокко" Корелли и Вивальди. Раз почти до рассвета слушал скрипичные
дивертисменты Моцарта. Сами дивертисменты отзвучали за какие-то полчаса, но я
их слышал до рассвета. И они казались развлекательными, как это утверждает
Музыкальная энциклопедия. Но какое же это искусство - удерживать мысль, чувство
в гармонии единственно "простым"! Как на поворотах "простого", приемами
"простого" торжествует, образуется сложное!..
Помню свою комнату до мельчайших подробностей. Под подушкой всегда приемник.
Днем не до него. А вечерами я с ним уходил в тишину. Музыка - это величайшая
тайна, в которой вдруг начинаешь слышать себя и других...
Об этом приемнике не ведал даже тренер. Я стыдился, почитал слабостью и ни с
кем не говорил о музыке.
Я полагал тогда, будто лишь для юности характерно преобладание духовных
интересов над практическими. А потом убедился, годы часто превращают в ничто
именно смысл практических интересов. Дух, мысль отменяют все ценности,
превращают их в ничтожество. Железный частокол мнений и выгод ничто перед
правдой. Постылы жизнь и люди, когда ничего от души, когда все на выгоду.
Глава 58.
Для меня спорт чудесен решительным отсечением прошлого. Все старое не имеет
смысла в приложении к новым целям. В новом движении время сбрасывает прежний
смысл. А здесь, в Риме,- ожидание. Обилие времени. Возможность наконец
разобраться в каждом шаге. Это может показаться не совсем понятным, но в гонке
за результатами, в непрерывности гонки такие дни ошеломляющи.
Нет ничего. Ты, время...
И вот тогда начинаешь видеть все, что проскальзывало серыми, смутными образами
под усталью. И еще, конечно, заявлял о себе напор высвобождаемых сил -
|
|