|
рассматривалось комиссией военно-технического управления, возглавлявший эту
комиссию генерал Кованько слушал Котельникова с иронической усмешкой.
— Всё это прекрасно, — перебил он изобретателя. — Мы вас поняли… Меня
интересует, что будет с вашим спасающимся, когда он выпрыгнет из аэроплана и
раскроет парашют.
— То есть как? — не понял Глеб Евгеньевич.
— Не приходило ли вам в голову, что ему уже незачем будет спасаться?
— Почему?
— Потому что у него от толчка оторвутся ноги.
— Ноги?
— Дас. Ноги…
Начальник Российских воздушных сил “великий” князь Александр Михайлович на
поданном ему ходатайстве об обязательном введении парашютов в снаряжение
лётчиков “изволил” написать: “…парашют в авиации — вообще вещь вредная, так как
лётчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут
спасаться на парашютах, представляя самолёты гибели”.
В этих чудовищных словах, словно в зеркале, отразилось невежество царских
вельмож, их презрение к русскому человеку. Форменным кощунством было говорить
так о наших отважных пилотах, впервые в мире выполнивших мёртвую петлю, штопор,
воздушный таран!
Только Советское правительство по достоинству оценило труды Котельникова и
создало все условия для успешного продолжения его работы. Какое волнение
испытывал изобретатель от всего увиденного им на слёте! Впрочем, он сам
рассказал об этом в своей книге “Парашют”.
“Парашютный десант… Поразительная картина… Но вряд ли кто из присутствующих,
из всех, кто видел эту картину, мог почувствовать то, что чувствовал я… Я
вспомнил с горечью далёкое прошлое… “Ноги оторвутся…”, “Отклонить за
ненадобностью…”, “Парашют в авиации — вещь вредная…” Какое счастье, что всё это
ушло, как недобрый сон! То, о чём я мог только мечтать, я увидел теперь наяву,
своими глазами”.
По всем видам соревнований команда Центрального аэроклуба СССР, среди
членов которой были Щукин и я, заняла первое место. На приёме, устроенном для
победителей, нас спрашивали о наших планах.
Планы? Они были у всех. О ещё большей массовости парашютного спорта, о
развитии его в самых отдалённых районах страны мечтали наши товарищи. Кое-какие
наметки на будущее имелись и у нас. Щукин и я уже давно задумали рекордный
затяжной прыжок с аэростата, летящего ночью на высоте 8000 метров. И нам
разрешили начать подготовку к этому прыжку.
Наступил сентябрь. Закончились каникулы у наших курсантов и студентов.
Оживлённо стало в общежитии и учебном корпусе ДУКа. В эти дни мы узнали о
резком обострении болезни Константина Эдуардовича Циолковского. Ему сделали
операцию в Калужской больнице, за его здоровьем следили лучшие врачи. К нему
ездили наши научные работники, инженеры Дирижаблестроя, которые заканчивали
тогда постройку большой летающей модели цельнометаллического дирижабля. В
последние дни жизни Циолковский написал своё историческое письмо И.В. Сталину:
“Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю
партии большевиков и Советской власти — подлинным руководителям прогресса
человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды”.
Какая беззаветная преданность науке и светлая вера в нашу родную
Коммунистическую партию!
19 сентября Константина Эдуардовича Циолковского не стало. Мы с Фоминым в
числе делегации от ДУКа ездили в Калугу на похороны. Впервые увидел я маленький
домик, где жил гениальный учёный-самоучка, увидел его рабочий кабинет, из окна
которого Циолковский разглядел пути в космос.
Возвратясь в Москву, я узнал, что, по специальному решению правительства,
наше учебное заведение стало называться Дирижаблестроительным учебным
комбинатом имени К.Э. Циолковского.
В то время Щукин и я начали готовиться к ночному рекордному прыжку с
аэростата. “Вывозить” нас на прыжок предстояло Фомину.
Строгий режим предписали нашему экипажу. Мы жили по расписанию: вставали в
семь утра, делали физзарядку, завтракали и после короткой прогулки садились за
теоретические занятия. Затем — обед и обязательный отдых. Оставшаяся часть дня
посвящалась различным делам, связанным с подготовкой к установлению рекорда.
Щукин и я прыгали с самолёта, постепенно увеличивая высоту и длительность
свободного падения, тренировались на подкидной сетке и других специальных
снарядах.
Подкидная сетка напоминала мне далёкие годы… Казанский городской сад. Яркая
афиша с заманчивой надписью “Четыре черта” и рисунком, изображающим четырёх
воздушных гимнастов в чёрных трико, масках и в шапочках с маленькими рожками.
Перебравшись вместе с другими мальчишками через забор, я чувствую себя
счастливцем и восхищённо гляжу на высокие трапеции и натянутую под ними внизу
похожую на огромный гамак сетку. Под звуки “галопа” выбегают артисты,
точь-в-точь, как на афише. Они ловко взбираются на сетку, прыгают на ней, и она
подбрасывает их всё выше, пока “четыре черта” не оказываются на трапеции…
Запомнившаяся с детства растянутая амортизаторами подкидная сетка теперь
помогала мне тренироваться к затяжному парашютному прыжку. Подлетая на 23
метра вверх, а затем падая, я учился управлять своим телом. А живущие по
соседству с аэроклубом мальчишки приходили поглядеть, как высоко подпрыгивает
дяденька весом в сто килограммов.
Регулярно Фомин, Щукин и я приезжали в лабораторию авиационной медицины.
|
|