|
Я предложил руководителям партии — Авербуху, Бергеру и Бирману — создать
движение под названием «Ишуд» («Единство»), поарабски «Иттихад», которое
объединяло бы евреев и арабов.
Вот какой мне виделась его элементарная программа:
1. Бороться за предоставление арабам доступа в Гистадрут и создать
объединенный профсоюзный интернационал.
2. Содействовать проведению совместных еврейскоарабских культурных
мероприятий.
Организация «Ишуд» сразу же обрела большую популярность. Уже к концу 1925
года ее клубы работали в Иерусалиме, Хайфе, ТельАвиве и в ряде деревень, где
на полях евреи трудились бок о бок с арабами. Все чаще устраивались собрания
для всех желающих. Постепенно это движение стало оказывать все большее влияние
в киббуцах, что очень тревожило руководителей Гистадрута. Они все никак не
могли взять в толк, как это евреи и арабы могут бороться совместно. В конце
1926 года состоялась первая генеральная конференция нашего движения. В числе
ста с лишним делегатов было сорок арабов. К исходу первого дня присутствующие
были изумлены — на конференцию приехали Бен Гурион, национальный лидер
профобъединения Гистадрут, и Чарток, слывший специалистом по арабскому вопросу.
Они с любопытством разглядывали смешанную еврейскоарабскую аудиторию,
собравшуюся в зале.
Наше материальное положение оставляло желать лучшего. Нелегким это было
делом — найти работу, когда тебя подозревают в принадлежности к компартии… В
течение всего 1925 года мы жили в ТельАвиве, занимая вдесятером один барак.
Нас было девять парней и одна девушка. Для нее мы оборудовали отдельный угол.
Те из нас, кто работали, сдавали свой заработок в общую кассу, однако этих
денег было недостаточно для содержания всей нашей десятки. Живя для революции,
каждый из нас ежедневно подкреплялся всего несколькими помидорами. Иногда мы
заходили в небольшие йеменские ресторанчики, где кормились в кредит. Мы
являлись туда только в спецовках, что служило «неопровержимым» доказательством
того, что мы не безработные.
Не без труда мы постепенно приспособились к новым для нас климатическим
условиям, к резким перепадам температуры, к иссушающей летней жаре, сменявшейся
зимними холодами. Помню, как один из моих друзей, уроженец Кракова9, разрешил
проблему обогрева в холодный сезон… Ему посчастливилось найти работу —
важнейшее событие для профессионального каменщика, который поневоле и довольно
долго был на положении безработного. Както он пригласил меня к себе «домой»,
то есть в скромный барак.
«Посмотри, как я устроился, чтобы не мерзнуть по ночам, я ложусь на стол,
а другим столом накрываюсь. Лучшего одеяла и не придумаешь!» — шутливо сказал
он.
К небольшой группе, состоявшей из Софи Познанской, Гилеля Каца и меня,
присоединились Лео Гроссфогель и Шрайбер (всех их мы еще встретим в годы войны
и оккупации). Чаще всего мы собирались в семье Каца, жившей в полуразвалившейся
хибаре из досок. И вот мы решили снести ее и на том же месте построить прочный
дом. Архитектором был Гилель, который смыслил коечто в строительном деле. Мы
собственноручно построили новое и довольно приличное жилище, ставшее нашим
общим домом. В 1926 году я наконец снял комнату в ТельАвиве, прямо над
помещением «Ишуда». Хотелось жить поближе к своей организации, чтобы лучше
руководить ею. Именно здесь, при совершенно непредвиденных обстоятельствах, мне
было суждено познакомиться с Любой Бройде — будущей женой, спутницей моей жизни.
Однажды ночью я услышал шум, доносившийся снизу. Я пошел вниз поглядеть,
что там происходит, рассчитывая столкнуться нос к носу с какимнибудь воришкой
или праздношатающимся полицейским… Но я увидел красивую девушку, уютно
устроившуюся за столом с газетой в руках. Я спросил ее:
— Как вы сюда вошли?
— Через окно… И это не в первый раз. Видите ли, по вечерам, когда у вас
идут собрания, все так шумят, что невозможно спокойно почитать…
Люба приехала из Польши, точнее из Львова, где работала на заводе и с
энтузиазмом занималась комсомольской работой. В ряды комсомольцев сумел
проникнуть провокатор, который выдал полиции многих ребят. Провокатора
разоблачили, и местное партийное руководство приняло решение ликвидировать его.
С этой целью Нафтали Ботвин, молодой еврейкомсомолец, организовал спецгруппу,
в которую вошла и Люба. Ей поручили хранить револьвер. После ряда перипетий
полицейского осведомителя прикончили, но Ботвина арестовали, а затем казнили.
Началась охота и за остальными. Любе пришлось покинуть Польшу. По прибытии в
Палестину она поначалу трудилась в киббуце, затем стала малярничать в
Иерусалиме. Она примкнула к организации «Ишуд» и к «рабочей фракции», помогала
в работе МОПР (Международная организация помощи борцам революции), однако
отказывалась вступить в Компартию Палестины, упрекая ее в непонимании
исторической необходимости создания самостоятельного еврейского государства.
Деятельность «Ишуд» все сильнее тревожила английскую администрацию. Она
издала особый декрет, запрещавший собрания этой организации. Секретаря «рабочей
фракции» посадили за решетку. Я заменил его. В 1927 году еврейская полиция,
контролируемая англичанами, арестовала меня во время одного из наших совещаний.
Несколько месяцев я отсидел в тюрьме в Яффе. Здесь я впервые понял, что
тюремные решетки не всегда непреодолимы. Прямо из неволи мне удалось устроить
Анну Клейнман10, одного из наших самых преданных товарищей, в качестве служанки
к самому комиссару еврейской полиции, а он как разто и занимался слежкой за
ребятами и их арестами. Регулярно обыскивая карманы своего нового хозяина, Анна
|
|