|
обнаружила список активистов, взятых под подозрение, и заблаговременно — до
арестов — предупредила их. Не забыли и о самом полицейском комиссаре: несколько
позже, в ходе одной манифестации, он случайно сломал ногу…
С большой душой и огоньком Люба делала все, что могла, и для нашей
организации: в 1926 — 1927 гг. ее дважды арестовывали — один раз в Хайфе,
другой в Иерусалиме.
Коммунистическая партия назначила меня секретарем своей секции в Хайфе,
одной из самых многочисленных в Палестине. Мы пустили прочные корни на заводах,
среди железнодорожников. Так я стал освобожденным партийным работником. Я
боролся с неукротимой энергией неофита, все могущество моего идеала толкало
меня вперед. Теперь, живя в полумраке подпольной жизни, я мог выходить на улицы
лишь по вечерам и при любых своих перемещениях прибегал к тысяче
предосторожностей, дабы не попасться в лапы преследовавшей нас полиции. Будучи
неплохим оратором я часто выступал перед трудящимися, занимался организацией
политической работы, писал листовки и прокламации, председательствовал на
собраниях, которые мы проводили вопреки всем запретам. На одном из таких
собраний, в самом конце 1928 года, меня вновь арестовали (вместе с двадцатью
тремя товарищами) и заточили в хайфскую тюрьму. К счастью, мы успели вовремя
уничтожить все компрометирующие нас бумаги, благодаря чему у полиции не было
формальных зацепок, чтобы выдвинуть против нас обвинение.
И все же всех нас заточили в средневековую крепость СенЖан д'Акр, где
царил строжайший режим. Нас обрядили в одежды каторжников. Английские, власти,
не располагая никакими доказательствами нашей партийной принадлежности, не
признавали за нами статуса политзаключенных и содержали нас как уголовных
преступников. По всей Палестине разнеслась весть о пекарекоммунисте, который
несколько недель подряд оставался в камере совершенно голым, не желая позорить
себя одеждой каторжника… Наше заключение продолжалось. Никаких признаков
близкого судебного процесса. Власти не знали, как нас классифицировать, к какой
юрисдикции отнести. Через связного Центральный Комитет сообщил нам, что
губернатор Палестины, сэр Герберт Сэмюэль, намерен подписать декрет о
депортации на Кипр любых лиц, подозреваемых в прокоммунистической деятельности.
Мы решили объявить голодовку, требуя либо освобождения, либо судебного процесса.
На пятые суткимы объявили, что не только продолжаем голодовку, но и не будем
пить ни капли чего бы то ни было. Наше упорство одержало верх над
несправедливостью. Вся Палестина узнала про нашу голодовку. В английской палате
общин ряд депутатовлейбористов обратились к правительству с запросами
относительно его политики в Палестине и резко осудили принимаемые там крайние
меры. На тринадцатый день нас предупредили о близком начале судебного процесса.
Мои товарищи поручили мне выступить на нем от их имени.
В первый день коекого из ребят пришлось доставить в зал судебных
заседаний на носилках — настолько они были истощены. Но этот день оказался
первым и последним днем процесса. Едва заседание было открыто, как судья,
взглянув на сидевших по обе стороны от него присяжных заседателей, встал и с
подчеркнутой иронией произнес:
«Неужто вы думаете всерьез, что раздражаете британского льва? Так нет же,
вы ошибаетесь! Никакого процесса не будет! Вы свободны!»
Жестом он приказал полицейским выпроводить нас из зала. Мы выиграли!..
В 1928 году в стране начались серьезные трудности, население Палестины в
полной мере ощутило тяготы экономического кризиса и порождаемойим безработицы,
которая затронула примерно одну треть еврейских рабочих. Начался массовый выезд
из страны. В том году Палестину покинули пять тысяч человек, а приехали только
две тысячи семьсот. Но очень скоро, уже в 1929 году, в стране начались
антиеврейские акции и преследования, в ходе которых дело доходило даже до судов
Линча. Это стало причиной драматического недоразумения, возникшего между
Компартией Палестины и Коминтерном. Понятно, что в глазах Коминтерна
сложившаяся обстановка рассматривалась как начало мятежа арабского пролетариата,
причем этот мятеж, безусловно, следовало использовать надлежащим образом.
Коммунистическая партия Палестины получила указание поддерживать
антиимпериалистические выступления в арабских деревнях. Мотивировалось это тем,
что ей так и не удалось внедриться в среду местного арабского населения. Был
провозглашен лозунг «арабизации и большевизации», словно замена в руководящих
органах партии евреев на арабов автоматически обеспечивала более широкое ее
проникновение в гущу мусульманского населения! Такой подход к вопросу встретил
в Компартии Палестины резкое сопротивление. Группа активистов сочла решение
Коминтерна авантюристическим. Я присоединился к этому мнению… Одного из наших
товарищей, пытавшегося следовать указаниям сверху в их самом буквальном смысле,
линчевали близ Хайфы. Для обеспечения безопасности чеха Шмераля, представителя
Коминтерна, нелегально находившегося в одном из предместий Иерусалима, пришлось
принять чрезвычайные меры…
Эта абсурдная политика привела к снижению влияния партии и среди еврейских
рабочих. А с другой стороны. Компартия Палестины, я бы сказал, роковым образом
способствовала советским мероприятиям по решению «еврейского вопроса»в СССР.
Как это произошло?
После Октябрьской революции первоначально предусматривалось, что
национальная жизнь евреев в Советском Союзе расцветет в тех регионах, где они
были широко представлены, а именно в Крыму, на Украине и в Белоруссии. Но в
30х годах сталинское руководство поспешно создало Еврейскую автономную область
с центром в Биробиджане, на границе с Маньчжурией. Благодаря этому
бюрократическому решению в дальнем сибирском районе с очень суровыми
климатическими условиями совершенно искусственным образом возникла
|
|