|
- Значит, все. Мы еще поработаем! - Зорге крепко хлопнул Клаузена рукой по
плечу, как это принято у гамбургских портовиков.
Макс понял и рассмеялся:
- Ты что, тоже соленый? Бывал на море?
- Всяко бывало...
Клаузен развил бурную деятельность: ездил в Кантон, был в Мукдене,
оборудовал радиоточки, конструировал передатчики, но вскоре ему пришлось
прекратить работу. Зорге через Вилли приказал Клаузену выехать в Харбин: на
КВЖД начался вооруженный конфликт между белокитайцами и войсками советской
Дальневосточной армии, поэтому необходимо, чтобы радист Рихарда Зорге был ближе
к фронту. И свою информацию Зорге тоже должен был перестроить - все подчинялось
событиям на Китайско-Восточной железной дороге. Стало известно, что японские
агенты играли не последнюю роль в разжигании конфликта. Клаузен передавал свои
сообщения через фронт прямо из гостиницы, которая стояла недалеко от вокзала. В
окно он мог видеть поезда и войсковые колонны, двигавшиеся в сторону советской
границы. Зорге в то время тоже появлялся в Харбине...
Осенью Клаузен вернулся в Шанхай, но здесь его ждали неудачи - связь с
“Висбаденом” была затруднена, советский радист почти не слышал его. Макс долго
ломал голову и пришел к выводу, что одна из причин в том, что передачи ведутся
с нижнего этажа.
На третьем этаже под той же крышей жила одинокая молодая финка, давно
приехавшая в Шанхай из России. Ее звали Анна. После долгих переговоров Анна
согласилась поменяться квартирой с немцем. Так они познакомились.
Анна не долго жила внизу, вскоре она переселилась обратно: они с Клаузеном
решили пожениться...
Но в подпольных условиях женитьба не простое дело, Зорге долго раздумывал,
что-то выяснял, проверял, прежде чем разрешить своему радисту осуществить его
намерение.
В поле зрения Зорге был еще один круг лиц, которому он придавал
определенное значение, - это колония белогвардейцев во главе с атаманом
Семеновым.
Эмигранты собирались в кабачке, в подвале с отсыревшими стенами, который
содержал штабс-капитан Ткаченко на авеню Жоффр, недалеко от квартиры Зорге.
“Главная квартира”, как торжественно называли эмигранты свой клуб, помещалась
позади бара в бывшей кладовой.
В переднем углу в старом золоченом киоте висела тусклая икона
Николая-чудотворца, рядом на стене портрет царя Николая II, а под ним две
скрещенные сабли с георгиевской лентой. В “главную квартиру” допускали только
избранных, остальные собирались в большом зале, где сводчатые окна и потолки
напоминали притвор обнищавшего храма. Посредине зала была невысокая эстрада, на
которой стоял рояль и больше ничего не могло поместиться. Певица - дама в годах
- исполняла старинные романсы, аккомпанируя себе на рояле. Ее грустно слушали,
подперев подбородки кулаками, а когда пьянели, сами начинали петь “Боже, царя
храни..."
Иногда в кабачок заходил певец Вертинский - высокий, пахнущий дорогими
духами, элегантный, с золотыми перстнями на пальцах. На него глядели завистливо,
потому что он жил лучше других эмигрантов и считался в Шанхае самым модным
певцом. Артист заказывал двойную отбивную котлету, пил много пива, смирновской
водки, говорил громко, уверенно, раскатисто хохотал. Иногда его подобострастно
просили, и он соглашался что-то спеть даром. Пел грустные песни о родине,
которая далеко, о минувших днях, о надоевших тропических странах. Потом уходил,
разбередив себя и других.
К журналисту Джонсону в кабачке штабс-капитана Ткаченко относились с
подчеркнутым вниманием, заискивали перед ним, часто заговаривали о своих нуждах,
жаловались на интриги, бахвалились своим прошлым, предлагали принять участие в
выгодном деле, где нужен лишь небольшой капиталец... Рихард не выказывал
любопытства, рассеянно слушал эмигрантские пересуды, разыгрывал грубоватого
гуляку-иностранца, который любит кутнуть, но знает счет деньгам. Иногда он за
кого-то платил, кому-то одалживал по мелочам, в меру и сдержанно, чтобы не
прослыть мотом. Здесь мистер Джонсон проявлял свои привычки и странности, но к
ним относились терпимо. В разгар веселья он вдруг среди ночи просил тапершу
сыграть Баха, задумчиво слушал и ревниво следил, чтобы в зале была полная
тишина. Как-то раз он обрушился на подвыпившего белоэмигранта, который пытался
танцевать под звуки торжественной оратории. Мистер Джонсон вытолкал святотатца
за дверь. Когда умолкли последние аккорды, Рихард подошел к даме, игравшей Баха,
поцеловал ей руку и положил на пианино несколько зеленых долларовых бумажек.
Все это заметили, и таперша, бывшая воспитанница института благородных девиц,
зарделась от удовольствия.
Здесь все говорили по-русски, но ни единым жестом Рихард не выдал, что он
знает русский язык, ни одно русское слово не сорвалось с его губ. Он с
безразличным видом слушал эмигрантские разговоры и терпеливо ждал...
Бывал здесь и атаман Семенов - плотный, с тяжелой шеей и торчащими, как у
кайзера Вильгельма, усами. Как-то раз атаман присел за общий стол, за которым
уже сидел Зорге. У Семенова было монгольское лицо и кривые ноги кавалериста.
Вместе с атаманом пришел барон Сухантон, адъютант последнего русского царя,
человек с бледным, анемичным лицом. Они разговаривали между собой, явно
стараясь вовлечь в беседу интересовавшего их журналиста Джонсона. Здесь его
считали американским корреспондентом, и Зорге не стал рассеивать их заблуждение.
Семенов заговорил о России, о Забайкалье, где он воевал с большевиками в
|
|