|
дерево "аси". Ему надоело расти без цели, и оно превратилось в
родоначальника "семи поколений богов" Кунитоко-татиномикото. В седьмом
поколении появились бог Идзанаги и богиня Идзанами. Идзанаги любил
летать над океаном. Однажды с его копья упала капля, капля
превратилась в остров Оногоросима. Тут и поселились божественные
супруги. Вскоре Идзанами зачала и родила восемь больших японских
островов. В те времена все делалось проще. Когда богу Идзанаги стало
скучно, он родил из своего левого глаза богиню солнца Аматера-су, а из
правого - богиню луны Цукаеми; из носа вынул бога земли Сусаноо.
Основанием японского государства занялась богиня солнца Аматерасу: она
поручила своему внуку Зимму-Тенно огнем и мечом обойти острова и
положить начало вечной династии императоров. Так тут и началось все с
огня и меча 11 февраля 660 года до новой эры. Одзаки шутил: "Легенду
придумали первые милитаристы".
От старинных легенд Одзаки переходил к взглядам современников,
последователей Зимму-Тенно. Не так давно некий шовинист Мурофуса
горестно писал в своей статье "Кризис и японский дух": "Японский
идейный мир этого десятилетия точно определяется как период бурного
распространения марксизма. Японские идеи изгнаны. Поборники прогресса
все, как один, склонны воспевать Советский Союз, а о японском духе
забыли. Все что ни есть японское было окончательно потеряно в идейном
потоке эпохи. В целом это можно назвать периодом материализма".
Одзаки смеялся. Всякий шовинизм он считал злобным проявлением
классовой ограниченности. Одзаки, так же как и Зорге, далеко видел:
именно он, Одзаки, предсказал в 1937 году, что китайский инцидент
перерастет во вторую мировую войну. Он предвидел также, что вторая
мировая война закончится не перераспределением колоний, как то было
после первой, а коренными изменениями социального порядка во всем
мире, отпадением от системы колониализма многих стран Азии и Африки.
Влияние примера первой страны социализма возрастет во сто крат.
Экономическая структура Японии ненадежна из-за существующих феодальных
традиций. Милитаризация всех отраслей хозяйства истощит страну,
приведет ее к разорению. Интересы Японии неизбежно столкнутся с
интересами США и Англии. Возможно, на первой стадии войны Япония
одержит кое-какие победы, но они будут недолговечны. Правящие классы
окажутся не в состоянии произвести коренную перестройку. Только
пролетариат сможет спасти нацию. Единственно правильной политикой
Японии было бы присоединение ее к лагерю Советского Союза и
перестройка с его помощью социальной и экономической системы. Япония
станет социалистической. Восторжествуют идеи интернационализма.
Коммунизм в конечном итоге победит во всем мире.
Так рисовалось Одзаки будущее человечества. А пока приходилось
драться за это будущее. Себя доктор Одзаки считал
революционером-профессионалом.
Доктор Одзаки глубоко презирал своего "друга" принца Коноэ и
всех, кто его окружает. Позор Японии они настойчиво пытались выдать за
ее величие, терпели провал за провалом в политике. Эксперта они
зачислили в единомышленники и не стеснялись при нем обсуждать кровавые
замыслы. Это была кучка грязных, хладнокровных убийц, душителей
народа. Много правителей сменилось на памяти Одзаки. Но все они
начинали с одного: с репрессий против рабочих, крестьян,
интеллигенции. Инакомыслящих загоняли в тюрьмы, подвергали пыткам,
расстреливали. Танака ввел закон об "опасных мыслях", карающий
смертной казнью всякого, кто выступает против существующего строя. Он
приказал убить генерального секретаря компартии Ватанабэ Масаносукэ.
Правительство Хирота в 1936 году произвело массовые аресты
коммунистов. Хаяси хотел даже уничтожить парламент, как "рассадник
опасных мыслей". Коноэ в декабре 1937 года снова устроил облаву на
революционно настроенных рабочих и на левые профсоюзы. Хиранума
расстрелял антивоенную демонстрацию... Таков был облик врага, и пощады
от него ждать не приходилось.
Зорге ни разу не доводилось бывать в доме Одзаки. Но японский
друг часто рассказывал о семье, приносил фотографии. Он горячо любил
жену и дочь. Он мог бы жить спокойно все двадцать четыре часа в сутки,
писать книги, дружить с тем же принцем Коноэ, не рассматривая его лишь
как источник информации, занять видное официальное положение,
предаваться семейным радостям, не думать о том, что в случае провала
его семья будет ввергнута в пучину бедствий.
Но мещанская трусость, карьеризм были чужды его духу. Он сильно
чувствовал свою личную ответственность за судьбы народов и хотел
помочь им любой ценой, пусть даже ценой собственной жизни.
Он был мудр и потому легко вводил в заблуждение врагов. "Если вы
спросите меня о специальных вопросах моей техники, то я отвечу, что
моя деятельность характеризуется полным отсутствием специального
метода. Мой успех лежит в моем отношении к работе. По своей природе я
общительный человек. Я люблю народ, я могу поддерживать дружеские
отношения со многими людьми.
Кроме того, я люблю хорошо относиться к людям. Я нахожусь в
близких отношениях с большинством членов моего кружка. Мои источники
информации - мои друзья.
|
|