|
Камелии и хризантемы цветут даже во время тайфунов. Люди
продолжают жить своими интересами даже тогда, когда разражаются
политические бури.
Специфика работы разведчика откладывает суровый отпечаток на весь
уклад его жизни и в дни мира и в дни войны, ибо разведчик подвергается
опасности быть раскрытым двадцать четыре часа в сутки.
Разведчик несет две нагрузки. Помимо основных занятий он должен
делать еще то же самое, что делают другие: ходить на службу, общаться
со знакомыми, заботиться о тысяче бытовых мелочей. Но каждый его
поступок как бы лимитирован неписаным уставом: гляди в оба, будь
предельно осторожен.
В феодальной токугавской Японии XVIII века господствовал
пресловутый "режим ока" - омэцкэ сэйдзи - свирепый полицейский надзор
за каждым японцем. "Режим ока" - государственный террор, направленный
против малейшего проявления свободомыслия. Он держал в страхе все
население империи. Особенно беспощадно карали за связь с иностранцами.
Прошли столетия, но "режим ока" в Японии сохранился. Японская
контрразведка во все времена считалась наиболее сильной, хитроумной.
Иностранец, оказавшийся в Японии, сразу же попадал под прицел: он мог
не сомневаться, что вся прислуга в его доме - полицейские доносчики,
что за каждым его шагом следят десятки шпиков. Иностранца иногда
останавливают на улице и тут же проверяют его личные вещи, обыскивают.
И в трамвае, и в кафе, и в парке Уэно, где вы решили отдохнуть в тени
криптомерии, - повсюду вас сопровождает полицейский, неумолимый, как
автомат. Его не смутит даже ваша дипломатическая неприкосновенность,
ваш ранг, ваши близкие знакомства с самим премьер-министром. Ведь за
премьером тоже следят и при необходимости могут вызвать в суд в
качестве свидетеля, как любого простого смертного. "Режим ока"
держится на презрении к человеку, на пренебрежении ко всем законам,
якобы охраняющим свободу личности.
"Как-то я пригласил на обед нескольких своих друзей. Слуга
расставил на столе карточки с фамилиями гостей. Пока я переодевался,
карточки исчезли - их забрал с собой в управление агент кемпетай.
Дипломатический иммунитет моего дома он нарушил без всяких угрызений
совести. Если бы среди этих карточек обнаружили карточку с фамилией
японца, его задержали бы и допросили", - рассказывает Ганс Отто
Мейснер, служивший в Токио в одно время с Рихардом Зорге.
Это непредвзятое свидетельство лишний раз характеризует ту
обстановку, в которой приходилось действовать Зорге и его помощникам.
В невероятно трудных условиях Зорге создал невиданный по
конспиративным качествам коллектив. И не только руководил этим
коллективом, но и постоянно воспитывал его. Воспитывал с большим
тактом, ненавязчиво, бережно; заражал своей убежденностью в конечном
торжестве общего дела.
Он был не только связующим звеном между отдельными членами
организации, но главным образом идейным вдохновителем; с большим
уважением относился к каждому, стремился проникнуть в духовный мир
своих друзей и почти незаметно внести необходимые коррективы в этот
мир.
Обстоятельства прошлой жизни у всех были различны. И прошлое,
разумеется, отложило свой отпечаток на характер каждого. Но
по-видимому, невозможно подобрать героев заранее, опираясь лишь на
характеристики и биографические данные; героями людей делают сложные
ситуации. Теперь все члены организации были поставлены в
исключительные условия, требующие беззаветной преданности, особого
мужества и хладнокровия.
Разведывательная работа - не ремесло, а творчество. Холодные
ремесленники здесь быстро потерпят провал. За годы деятельности в
Японии во всем блеске проявились творческий подход, изобретательность
каждого из членов организации.
Зорге с полным правом, не переоценивая себя, мог сказать: "Не
следует забывать, что моя разведывательная работа в Китае и позднее в
Японии носила совершенно новый, оригинальный и к тому же творческий
характер".
Члены организации не могли общаться часто, чтобы не вызывать
подозрения. И все-таки они общались.
Для Зорге, Одзаки и Мияги каждая встреча превращалась в маленький
интеллектуальный праздник.
Зорге работал над книгой о Японии. Одзаки готовил к изданию
политико-экономическое исследование "Сила великих держав в Китае".
Мияги для лекций требовались сведения из первых рук о реалистическом
искусстве Европы.
Одзаки рассказывал своему советскому другу об оригинальных
японских философах-материалистах Ито Дзин-сай, Камада Рюо, Ямагата
Банто, о великом атеисте и провозвестнике коммунистических идей Андо
Сеэки, знакомил с древнейшими литературными памятниками синтоизма
"Кодзики" и "Нихонги". Подобные книги были овеяны сумеречными
легендами о происхождении японского государства.
Сначала неизвестно где, между небом и землей, росло божественное
|
|