|
"Сова". К этому времени относится и расцвет таланта Мияги: он рисовал
самозабвенно, не заботясь о том, купят ли его картины. Но картины
покупали, появились деньги, можно было наконец обзавестись семьей.
Летом 1927 года Мияги женился на Ямаки Чио, переехал жить в
Лос-Анджелес, в дом японского фермера Китабаяси Псисабуро.
За год до этого Мияги под влиянием своих друзей организовал в
ресторане "Сова" кружок по обсуждению социальных проблем. Что толкнуло
его на подобный шаг? Сам он об этом говорил так: "Я не могу сказать,
что не подвергался влиянию своих друзей и книг, которые я читал, но
гораздо большее влияние на меня производило то, что я видел:
неустойчивость американского капитализма, тирания правящих классов, и
прежде всего бесчеловечная дискриминация в отношении азиатских
народов. Я пришел к заключению, что лекарством от всех этих болезней
является коммунизм".
Но пришел не сразу. Вначале были шумные собрания, споры. Кружок
стали посещать коммунисты. Американский профессор русского языка
Такахаси и другой коммунист, по фамилии Фистер, читали кружковцам
лекции на политические темы, знакомили с трудами Маркса, Энгельса,
Ленина, рассказывали о Великой Октябрьской социалистической революции
в России. Постепенно марксистский кружок превратился в "Общество
пробуждения", затем в "Рабочее общество" со своим журналом "Классовая
борьба" и еженедельной "Рабочей газетой". Под влиянием "Рабочего
общества" возникло "Общество пролетарского искусства", куда без
колебаний вступили Мияги, его жена Чио, а также их многочисленные
друзья - художники, журналисты. Начались аресты, попал в тюрьму
редактор "Рабочей газеты" друг Мияги - Кеммоцу. Семь человек было
выслано вместо Японии в Гамбург под гарантию германского посла. Мияги
даже как-то позавидовал этим семерым: ведь из Германии легче попасть в
Советский Союз! Он мечтал о первой в мире стране социализма. В 1931
году он вступил в американскую компартию.
Мияги ненавидел не только американский империализм. То, что
творилось на родине, в Японии, также волновало его. "В детстве я был
откровенным националистом, но даже тогда я возмущался тиранией
японской бюрократии. Доктора, адвокаты, банкиры и чиновники в отставке
имели обыкновение прибывать сюда из Кагосимы; они становились
ростовщиками и эксплуатировали местных крестьян. Я ненавидел этих
людей, потому что мой отец учил меня никогда не использовать чужую
слабость. Точно так же он преподавал мне историю Окинавы, сравнивая
прошлый славный период с теперешним полуколониальным положением... Мне
кажется, что критика этой бесчеловечной тирании и бедности народа
Окинавы впервые обратила мой ум на политические вопросы". Такова
история художника-искусствоведа коммуниста Мияги Птоку, который
добровольно пожелал работать в организации Зорге, бросил обеспеченную
жизнь в Америке, все свое имущество, дом и устремился навстречу
опасностям. Он не хотел подвергать риску любимую жену Чио, а потому
оставил ее в Лос-Анджелесе, пообещав скоро вернуться, хотя и не был
твердо уверен, что это удастся сделать. Увидеться им больше не
довелось.
В середине декабря 1933 года Мияги наконец обнаружил в "Джапен
адвертайзер" нужное объявление. Он поспешил в Бюро объявлений Иссуйся
и встретил здесь Вукелича. "Это я ищу гравюру укиаэ", - сказал Бранко.
Когда они остались одни, журналист протянул бумажный американский
доллар. У Мияги в кармане хранился точно такой же, только с номером на
единицу больше. Все сходилось. Но Мияги пока еще не числился членом
организации. Это была строго добровольная организация, и вступить в
нее художник мог только после знакомства с Зорге, после обстоятельной
беседы с ним. В случае несогласия Мияги мог спокойно вернуться в
Америку, дав слово хранить тайну.
Вскоре после этого в картинной галерее Уэно появились два
иностранных журналиста - Зорге и всем известный Вукелич. Каждый из них
собирался написать статью о японском искусстве в свои газеты. Но как
может разобраться иностранец, не знающий японского языка, истории
искусства Японии, в многочисленных макимоно (картинах-свитках) в стиле
Ямато-е, в гравюрах Хисикава Моронобу, Хокусаи, Хиросиге. Превосходно
владеющий английским языком художник-искусствовед Мияги взял на себя
нелегкую задачу рассказать иностранцам историю развития японской
гравюры. Он говорил, а они записывали в блокноты. Художник был худ, с
нездоровым румянцем на впалых щеках - его сжигал туберкулез. Большие
карие глаза лихорадочно блестели. Говорил он интересно, и Зорге не на
шутку увлекся. Вукелич вообще был человеком искусства, художником и
отправился-то в Японию с тайной надеждой помимо основного дела всерьез
изучить архитектуру древних храмов, школу живописи тушью Сессю и,
конечно же, гравюру на дереве. Если раньше Рихард сомневался, что
такое лицо, как художник, может принести пользу организации, то
теперь, познакомившись с Мияги, понял, что имеет дело с натурой
чистой, убежденной и непреклонной. В конце концов не так уж важно, что
служит прикрытием члену организации, важны его принципы, готовность
пожертвовать жизнью, если это потребуется. Сам Мияги считал себя
неподготовленным для разведывательной деятельности, и такое
чистосердечное признание понравилось Рихарду. Он не любил людей,
|
|