|
ни одного голоса на выборах!". Солдаты им вторили: "Долой генерала
Живковича, ставленника короля!"
В Париж Бранко вернулся в январе 1932 года. Он жаждал действий,
настойчиво искал применения своим силам. И когда представилась
возможность работать вместе с Зорге, Бранко не стал долго раздумывать.
Кем быть в Японии? В последнее время Вукелич увлекался фотоделом.
И он решил стать корреспондентом французского еженедельного
иллюстрированного журнала "Вю". Подписать контракт удалось легко:
редакция "Вю" задумала посвятить номер Дальнему Востоку. От президента
электрической компании он взял несколько рекомендательных писем в
Японию. Путем обмена рекомендательными письмами с югославской газетой
"Политика" он добился права считаться представителем этой газеты в
Токио.
Психолог по натуре, рационалист в своей области, Зорге обладал
моральной интуицией, поистине граничащей с прозорливостью: он никогда
не ошибался в людях. Любая ошибка могла стоить жизни, загубить все
дело. У него ко всякому явлению выработался диалектический подход -
будь то политическая ситуация или же поведение индивидуума. В работе
он искал единомышленников и всякий раз находил их. Вукелич был таким
единомышленником.
Бранко рассказал, как он с семьей пробирался в Иокогаму по
туристскому маршруту из Марселя через Красное море, Сингапур и Шанхай.
Он умолчал о том, в какое затруднительное положение попал, не
рассчитав свои скромные средства: сперва поселился в самой лучшей
гостинице, а затем в меблированной квартире "Банка". В Париже его
уверяли, что жизнь в Японии баснословно дешева: на десять иен в день
можно с семьей прожить роскошно. Увы, действительность оказалась
намного жестче: десять иен в день комната и питание для двух человек
стоили в Токио около десяти лет назад, до того как было введено
эмбарго на золото.
Но Рихард уже знал от радиста о затруднениях Бранко и посоветовал
ему подыскать более скромный и более уединенный дом, где можно было бы
без опасений развернуть радиостанцию.
Вскоре Вукеличи перебрались на улицу Санайте, в квартал
Усигомэ-ку. Здесь Бернгард и Эрна занялись монтированием радиостанции.
Рихарду не терпелось установить связь с Центром. Но радисты попались
нерасторопные. Они все не могли найти нужные детали, слонялись целыми
днями по городу или же, закрывшись в комнате, что-то паяли, ругались и
переделывали все заново.
Бернгард оказался человеком вспыльчивым, угрюмым, с большим
самомнением, но недалеким. Теоретически свое дело он, может быть, и
знал, но что касается практики... Кроме того, он часто пренебрегал
правилами конспирации, по всякому поводу разыскивал Рихарда и докучал
ему, делал многозначительный таинственный вид, изображая из себя
заговорщика. За несколько месяцев он успел надоесть Рихарду до смерти,
и Зорге дал себе слово при первой же возможности избавиться от этого
человека. Но пока Бернгард действовал: он поднял на ноги всех
продавцов радиомагазинов.
Зорге дал указание Вукеличу связаться с художником Мияги.
Мияги Птоку вернулся из Америки на родину совсем недавно: в
октябре. И с первого же дня стал следить за объявлениями в английской
газете "Джапен адвертайзер". Именно в этой газете должно было
появиться объявление, условный сигнал: "Хочу приобрести гравюру
укиаэ".
Каким образом японец Мияги попал в Америку и почему он много лет
спустя решил вернуться на родину, чтобы здесь заняться делом, далеким
от изобразительного искусства, которому он мечтал посвятить всю свою
жизнь? История Мияги заслуживает того, чтобы рассказать о ней
подробно. Родился он 10 февраля 1903 года на острове Окинава, в семье
разорившегося помещика. Нужда побудила отца Птоку эмигрировать сначала
на Филиппины, а затем в Калифорнию, где он устроился на ферму близ
Лос-Анджелеса.
Мияги Птоку в это время воспитывался в семье деда и бабки со
стороны матери. В 1917 году он окончил начальную школу и поступил в
учительский институт. Учился Птоку прилежно, но заболел туберкулезом.
Институт пришлось оставить. Молодой человек вспомнил об отце, сел на
пароход и в июне 1919 года ступил на американский берег. Втайне он
надеялся в более сухом климате избавиться от туберкулеза. В те времена
эмиграция считалась обычным делом, и на Тихоокеанском побережье США
существовали огромные поселения японцев. В течение двух лет Птоку
занимался в школе английского языка, потом стал посещать школу
художеств в Сан-Франциско, а затем в Сан-Диего. Но туберкулез
привязался к молодому человеку накрепко. Мияги-старший мало чем мог
поддержать сына, так как сам жил бедно; в конце концов, скопив
небольшую сумму, он надумал вернуться на Окинаву. Птоку остался
совершенно, один в чужой стране. Питался скверно, приходилось думать
не об искусстве, а о куске хлеба. Кое-как окончив в 1925 году школу
художеств, устроился рабочим на ферму близ Брули. Выбраться из нищеты
помогли друзья Абе Кензен, Дзюн, Синсей и Накамура Коки: они взяли
Птоку в пай и открыли в "маленьком Токио" Лос-Анджелеса ресторан
|
|