|
которые быстро загораются и быстро гаснут. Но у Мияги был опыт
нелегальной работы, и этот опыт теперь мог пригодиться. Зорге не
торопил с окончательным ответом. Лишь после нескольких встреч Мияги
твердо заявил, что вступает в организацию. "Я пришел к выводу о
необходимости принять участие в работе, когда осознал историческую
важность задания, поскольку мы помогали избежать войны между Японией и
Россией... Итак, я остался, хотя хорошо знал, что... в военное время я
буду повешен..." - скажет он позже.
Теперь следовало связаться с Одзаки, который находился в Осака. В
данном случае трудно было обойтись без помощи Мияги.
О Ходзуми Одзаки Зорге думал еще в Москве, перед отправкой в
Японию, думал в первые же часы своего появления в Токио, наводил о нем
справки. И теперь, когда он как журналист каждый день убеждался, что
отношения между Германией и Японией укрепляются, Одзаки стал
прямо-таки необходим. Что замышляет правящая верхушка нации ямато?
Давно ли генерал Танака призывал к войне с Советским Союзом?.. Правда,
потерпев провал, Танака ушел в отставку еще в 1929 году. Но предан ли
забвению знаменитый секретный "меморандум Танака"? То, что японцы
вторглись за Великую китайскую стену, в провинцию Хэбэй, командуют в
Манчжурии, - уже реальность; то, что активизировалось "молодое
офицерство", настроенное милитаристски, - тоже реальность. Все чаще
японская военщина проповедует в печати необходимость захвата
Советского Приморья, японо-маньчжурские отряды то и дело вторгаются на
территорию СССР. Япония наотрез отказалась подписать с Советским
Союзом пакт о ненападении. Подобная ситуация не может не насторожить.
А главное: как будут развиваться взаимоотношения Японии и Германии
дальше?..
Зорге хорошо понимал, что в правительственные круги Японии доступ
иностранцу закрыт. Вы можете великолепно владеть японским языком,
можете состоять в дружбе с высокопоставленными японцами, очаровывать
их превосходным знанием японских обычаев, литературы, искусства, но вы
никогда не проникнете в святая святых японской политики. Для этого
нужно быть японцем.
Самый важный фланг может обеспечить только Одзаки, известный в
правительственных кругах как один из лучших специалистов по Китаю.
В Шанхае Одзаки хорошо помогал группе Рихарда. Не переменились ли
его взгляды с тех пор, не отошел ли он от беспокойной политической
жизни? Нет. То и дело в "Осака Асахи" появляются его статьи,
направленные против экспансионистских устремлений японской военщины.
Рихард отправился в "Японскую Венецию" - город Осака. Тут, по
дороге, он впервые с близкого расстояния увидел сверкающий конус
знаменитой Фудзиямы. "Японская Венеция" встретила его чадом
бесчисленных заводских и фабричных труб. Это был второй по населению
город в стране, огромный тихоокеанский порт. Осака не зря называли
"Японской Венецией": по бесчисленным перекрещивающимся каналам сновали
катера, грузно плыли караваны барж, в город заходили даже океанские
суда.
Всю Японию обслуживали два крупных конкурирующих
газетно-издательских концерна: "Майници", отражающий интересы
промышленной буржуазии, и "Асахи" - собственность акционерного
общества, половина акций которого принадлежала сотрудникам редакций и
журналистам. Концерн "Асахи" считался носителем прогрессивных
тенденций. В любом городе, в любой провинции каждый концерн имел свои
газеты: к примеру, "Токио Асахи" и "Токио Ници-Ници", "Осака Асахи",
"Осака Майници". Газетная война велась не на жизнь, а на смерть.
Каждый стремился любыми способами залучить подписчика.
Ходзуми Одзаки находился в "Осака Асахи", он так же, как и другие
сотрудники редакции, был держателем акций. Кроме того, он много
зарабатывал: прожорливая газета с миллионным тиражом, выходящая два
раза в день, беспрестанно требовала нового материала, обстоятельных
политических статей. Одзаки трудился не покладая рук. Часто также его
статьи появлялись в солидном политическом журнале "Тюо корон". Именно
статьи Одзаки, содержащие глубокий анализ внутриполитического
положения в Китае, опубликованные этим журналом, считались наиболее
авторитетными даже в правительственных кругах. Одзаки знали как
крупного специалиста в вопросах японской и китайской истории и
культуры, он считался ведущим экспертом по китайским делам, имел
несколько научных трудов.
В конце весны 1934 года в редакцию "Осака Асахи" зашел худощавый
человек в американском костюме, представившийся как Минами Рюити - это
был художник Мияги. Он намекнул Одзаки, что с ним желает встретиться
старый друг по Шанхаю. Одзаки сразу же догадался, что в Японии
появился Зорге, не стал ни о чем расспрашивать, а назначил художнику
встречу вечером в китайском ресторане. Тут они могли потолковать без
свидетелей. Решили, что встреча Зорге и Одзаки произойдет в ближайшее
воскресенье в заповеднике Нара. На том и расстались. Не нужно, однако,
думать, что Мияги, выполняя просьбу Зорге, мог составить четкое
представление о роли Одзаки в организации. Он вообще не знал, зачем
журналист из Осака потребовался Рихарду и имеет ли это все отношение к
делам организации. А для Одзаки художник был лишь эпизодическим лицом,
|
|