|
хорошим слогом и громоподобным басовитым голосом.
Мода на комплексные планы продержалась в ПГУ довольно долго, но никогда она не
проявлялась столь ярко, как в конце шестидесятых - начале семидесятых годов.
Рецидивы этой моды приходилось подавлять много позже, опускать людей с
заоблачных высот планирования на грешную оперативную землю.
Между тем в ПГУ произошла смена руководства. Ушел на пенсию Александр
Михайлович Сахаровский, начальником разведки был назначен его заместитель Федор
Константинович Мортин, пришедший в комитет со Старой площади. Ни с тем, ни с
другим близко общаться мне не довелось.
Недолгие сборы, прощание с родственниками и приятелями, и я отправляюсь в
очередную командировку.
"УДЕРЖАТЬ МАДАМ ГАНДИ ЗА ЮБКУ..."
Весна 1971 года. Только что прошли всеобщие выборы в Индии, на которых
Индийский национальный конгресс во главе с Индирой Ганди одержал выдающуюся по
любым меркам победу.
Безоблачны советско-индийские отношения. Возникавшие несколько лет тому назад
опасения по поводу возможности изменения внешнеполитического курса Индии в
выгодном для США направлении не подтвердились. Индира Ганди твердо и
последовательно выступает за развитие всесторонних отношений с нашей страной.
Назревает конфронтация Индии с Пакистаном. Восточный Пакистан бунтует,
нарастает движение за отделение от Западного Пакистана и создание независимого
государства. Это историческая неизбежность, не могли долго держаться вместе два
"крыла", разделенные полутора тысячами километров индийской территории,
различиями в языке, культуре, экономике, политической традиции. Но историческая
неизбежность реализуется не сама собой, а через политических лидеров и ведомые
ими массы. Пакистанское правительство усиливает свои войска в Восточном
Пакистане, ведет политические маневры. Тщетно. Пламя сопротивления разгорается.
Его раздувает Индия. Восточнобенгальские сепаратисты пользуются ее материальной
и неограниченной моральной поддержкой. Индийская печать развертывает
ожесточенную антипакистанскую кампанию. Не проходит дня, чтобы не публиковались
душераздирающие сообщения о зверствах пакистанской военщины против мирного
бенгальского населения. Пакистанское руководство обвиняется в геноциде.
Одновременно распространяются, как правило, со ссылками на надежные источники,
слухи о том, что Пакистан готовится нанести удар по Индии на западной границе,
в Кашмире и Пенджабе, с тем чтобы отвлечь внимание от событий в Восточной
Бенгалии.
Индийцы готовятся к войне. Их беспокоит возможная позиция США и Китая, они не
вполне уверены, что получат достаточную поддержку со стороны Советского Союза.
Обработку советских представителей - от посла Н. М. Пегова до членов
многочисленных советских делегаций - индийцы ведут настойчиво и изобретательно,
умело используя наши слабые места - традиционный страх перед усилением
американского влияния в этом регионе и состояние конфронтации с Китаем. Идет
хитроумная политическая, дипломатическая и пропагандистская игра.
Советская сторона занимает взвешенную солидную позицию. Не скрывая своих
симпатий к освободительному движению в Бенгалии, к миролюбивой политике Индии
(Индия предстает потенциальной жертвой возможной агрессии), осуждая Пакистан,
мы обещаем сделать все возможное для предотвращения конфликта.
Одновременно, однако, индийцы обращаются с просьбой о срочных поставках
некоторых видов оружия из Советского Союза. Наш государственный механизм в
экстренных случаях мог действовать весьма эффективно, и эта просьба
удовлетворяется с невиданной быстротой. 9 августа 1971 года по инициативе
индийской стороны подписывается советско-индийский договор о дружбе и
сотрудничестве.
Переговоры и консультации продолжаются, призывы к миру, предотвращению
братоубийственной войны (слово "братоубийственный" нравилось и политикам, и
журналистам - редкое публичное выступление обходилось без него) нарастают.
Многим казалось, что еще небольшое усилие - и конфликт не перейдет в
кровопролитную фазу.
У нашей службы таких иллюзий не появлялось. Информация, очищенная от
пропагандистского налета, ясно указывала на неизбежность войны.
В этой предгрозовой атмосфере начиналась моя работа в Индии. Я был направлен
сюда в качестве заместителя резидента. Времени для постепенного вхождения в
дела не было.
События развивались стремительно. Центр ждал информации.
В цивилизованном западном мире многими десятилетиями создавался миф о каком-то
особом миролюбивом, ненасильственном характере индийского общества и его
культуры. "Люди там задумчивы и нежны, а с неба льется золотая пыль", "жрецы в
белоснежных одеждах", ахимса, Махатма Ганди, Рамакришна, мать Тереза, задумчиво
бродящие по улицам Дели и Калькутты священные коровы и дымок благовоний,
курящийся на алтарях храмов, джайны в марлевых повязках, чтобы ненароком не
лишить жизни комара, вдохнув его с воздухом, размышляющие о божественных тайнах
бытия садху и загадочные вечные отшельники в высокогорных пещерах у истоков
Ганга, древние книги на санскрите - вся эта экзотическая, кружащая голову смесь
неотразимо действует на экзальтированного западного обывателя, страдающего от
скучной благоустроенности своей жизни. Действует это и на советского гражданина,
терзаемого всеми видами неустройства и жаждущего душевной и материальной
гармонии.
Миролюбие индийского народа (без различия национальности, веры, местной
традиции, касты) становится общепризнанным штампом. Штамп кочует из брошюры в
брошюру, из статьи в статью, из речи в речь, пробирается в официальные
|
|