|
. По
нашему желанию, даже по одной лишь мысли, цветы исчезали и вновь появлялись…
В Будда-ла или, вернее, Фохт-ла гора Будды — важнейшем из многих тысяч
ламаистских монастырей этой страны — находится жезл Будды, который парит в
воздухе, ничем не поддерживаемый, и руководит деятельностью монастырской общины.
Когда какого-нибудь ламу привлекают дать отчёт в присутствии настоятеля
монастыря, он знает заранее, что ему бесполезно произносить неправду:
управляющий правосудием жезл Будды своими колебаниями, одобряющими или
отвергающими его слова, немедленно и безошибочно покажет его виновность. Я не
могу сказать, что сама присутствовала при этом, у меня нет таких претензий, но
то, что я написала, подтверждается такими авторитетами, что я без колебаний
готова подписаться под этим" 38.
Следующий период жизни Елены Петровны, который она, начиная с 1873 года,
провела последовательно в Америке 1873-1878 г., в Индии 1878-1884 и в Европе
1884-1891, стал её звёздным периодом.
В 1873-ем году, руководствуясь указаниями своего Учителя, Елена Петровна
отправилась из Парижа в Нью-Йорк. В самом начале её пребывания в Америке
Блаватской пришлось немало бедствовать, но она никогда не унывала и пока не
получила деньги из дома, занималась то шитьем галстуков, то изготовлением
искусственных цветов.
Ко времени появления Елены Петровны в Северной Америке общественное внимание
было приковано к городку Читтенден штат Вермонт, где происходили весьма
странные явления. Два брата-фермера Эдди, люди совершенно необразованные и
тёмные, оказались настолько сильными медиумами, что в их присутствии постоянно
наблюдались сильные спиритические феномены. В их доме Елена Петровна впервые
встретилась с полковником Олькоттом, который проводил здесь журналистское
расследование и который с момента знакомства стал верным последователем
Блаватской. Это знакомство стало первым серьёзным шагом на пути создания
организационных структур Теософского Общества.
Само слово теософия означает богопознание. Оно также использовалось эллинами
понимавшими под этим термином науку познания воли богов и судьбы. Примерно так
же определяла теософию и Блаватская разделяя процесс познания на две формы
высшую и низшую и называя высшей формой именно процесс познание единого Бога
зная которого познаешь всё 6.
7 сентября 1875-го года состоялось первое заседание учреждённого Блаватской
Теософского Общества. В скромной квартире Елены Петровны собралось семнадцать
человек: несколько литераторов, еврейский раввин, президент Нью-йоркского
Общества для расследования спиритизма, два врача и ещё несколько лиц. Полковник
Олькотт произнес речь, в которой обрисовал современное духовное состояние мира,
конфликт между материализмом и духовностью с одной стороны и религией и наукой
с другой; их бесконечным и малорезультативным препирательствам полковник
противопоставил философию древних теософов, умевших слить воедино оба полюса
духовной жизни. Затем он предложил учредить Общество оккультистов и при нём
библиотеку для изучения скрытых законов природы, которые были известны древним
но утрачены для нас. Предложение Олькотта было с энтузиазмом принято, и его
немедленно избрали президентом Теософского Общества.
В следующем, 1876-ом, году Елена Петровна начала писать «Разоблачённую Изиду»,
а в 77-ом году «Изида» была уже издана в Нью-Йорке.
Её первая книга против ожидания мало чем напоминала катехизис новой религии.
«Изида» скорее представляла собой критический труд направленных против
рационализма и материализма западной цивилизации. Обращение Блаватской к
традиционным эзотерическим источникам имело целью дискредитировать современные
вероучения и делало очевидным преимущество древних религиозных истин перед
наукой. Поздние исследователи указывают на то что работы Блаватской часто
являются компиляцией сотен текстов, посвящённых древним и экзотическим религиям,
демонологии, франкмасонству и спиритизму 23. Но это вполне допустимо. Тем
более что сама Блаватская никогда не отрицала преемственности своих взглядов.
В 1878-ом году основоположники Теософского Общества решили переселиться в
Индию. К этому моменту у них уже завязались заочные сношения с несколькими
индусскими пандитами, и они пришли к выводу, что лучшей почвой для возрождения
древневосточной духовности должна быть именно Индия. Там они начинают издавать
журнал «Теософист» и разъезжают по всей стране пропагандируя теософию.
В конце 1882-го года, благодаря сырому климату Бомбея, оказавшемуся очень
вредным для здоровья Елены Петровны, она тяжело заболела. Череда болезней
последовавших одна за другой вынудили Блаватскую на время покинуть Индию.
После её отъезда случился громкий скандал. Суть дела в том, что, оставшиеся в
резиденции теософов в Адьяре, слуги затеяли ремонт. В ходе работ они обнаружили
специальные приспособления, в частности — раздвижную стенку ведущую в
оккультную комнату в которой Блаватская ставила медиумические опыты. Слуги
заподозрили неладное и вскоре об их подозрениях узнали и в Индии и в Европе.
Для расследования обстоятельств этого дела весной 1885-го года в Индию прибыл
представитель Общества психических исследований господин Ходжсон. Ему удалось
заполучить несколько писем Елены Петровны из которых следовало что её опыты
были мистификацией. Его отчёт вскоре опубликованный произвёл эффект
разорвавшейся бомбы. У Блаватской была истерика.
— Вот! — кричала она. — Какова карма Теософского общества! Она обрушивается на
меня, и я — козел отпущения! Я должна нести на себе грехи Общества, и теперь,
когда меня заклеймили величайшей обманщицей, кто будет слушать меня. Как буду я
продолжать дело Учителя? О, проклятые феномены, которые я делала, чтобы
удовлетворить друзей и поучать окружающих! Как я вынесу такую страшную карму?
Как переживу всё это? Если я умру, пострадает дело Учителя и Общество погибнет!
Однако ни сенсационные разоблачения ни скандал ни расстрой
|
|