|
тво здоровья не
помешали Елене Петровне закончить новую книгу и главный труд её жизни под
названием «Тайная доктрина».
* * *
Эта новая книга увидевшая свет в 1888-ом году выглядела как комментарий к
сакральному тексту «Строфы Дзиан» который автор видела в подземном гималайском
монастыре. В «Тайной доктрине» содержалось описание Божественной деятельности
как её представляла себе Блаватская от начала периода сотворения мира до его
конца.
Первый том «Космогенез» охватывал собой общий план в соответствии с которым
единый неявленный Бог дифференцирует себя в многообразие мыслящих существ
постоянно заполняющих мир. Впервые Бог обнаруживается через эманацию и три
следующих друг за другом формы Разума которые создают время пространство и
материю и символизируются в серии священных знаков индуизма следующим образом.
Все последующие творения происходят в строгом подчинении божественному плану
проходя через семь кругов эволюционных циклов. В первом круге мир подчиняется
власти огня во втором — воздуха в третьем — воды в четвёртом — земли и в прочих
— эфира. Этот порядок отражает постепенное удаление мира от божественной
милости в первых четырёх кругах и его искупление в следующих трёх.
Елена Блаватская иллюстрирует стадии космического цикла разнообразными
эзотерическими символами треугольниками трискелионами и свастикой.
С этим последним символом мы столкнёмся ещё не раз поскольку он был очень
популярен в начале XX-го века. Свастика известна с древнейших времён. Её можно
найти в неолитических изображениях в орнаменте многих народов в разных частях
света. Свастика — обозначение благоприятного счастливого объекта изображается в
виде креста с загнутыми под углом или овально чаще — в направлении часовой
стрелки концами.
В индийской культуре которую со тщанием изучала Блаватская свастика
традиционно трактовалась как символ солнца знак света и щедрости 31. Именно
свастику Елена Петровна выбрала в качестве официального символа теософов, что
отразилось в предложенном ей проекте печати Общества.
Во втором томе «Тайной доктрины» «Антропогенез» Блаватская попыталась увязать
историю человечества с эволюцией мироздания. Понятно что её представление об
истории выходило за рамки известной современной науке. Блаватская включает
человека непосредственно в схему космического физического и духовного развития
мира. Здесь её теории представляют собой сплав из открытий палеонтологии конца
XIX-го века и расовой теории эволюции.
Блаватская сопровождает свою циклическую концепцию развития мира утверждением
о том что каждому из семи кругов эволюции сопутствует падение и возвышение семи
последовательных корневых рас в первом-четвёртом круге расы испытывают упадок
духовного развития, отдаваясь во власть материальному миру, в пятом-седьмом
кругах высшие расы поднимаются к свету.
Согласно Блаватской подлинная человечность может быть создана только пятой
корневой расой — арийской. Ей предшествовали соответственно астральная раса
возникшая в невидимой и священной земле гиперборейцы жившие на исчезнувшем
полярном континенте лемурианцы процветавшие на острове в Индийском океане, и
раса жителей Атлантиды погибшая в результате глобальной катастрофы.
Другим принципиально важным теософским убеждением была вера в реинкарнацию
переселение душ и карму также заимствованная из индуизма. Человеческий индивид
рассматривался как незначительная часть божественного существа. Идея
реинкарнации обязывала всякого пуститься в космическое путешествие по кругам и
корневым расам которое должно привести его к окончательному воссоединению с
Богом от которого он был оторван. Этот путь бесчисленных перевоплощений пишет
историю постепенного искупления. Процесс реинкарнации исполняется в
соответствии с принципами кармы кто совершал добрые поступки — перевоплощается
удачно кто был зол — перевоплощается в ещё более низкие формы.
Помимо расовых акцентов теософия также подчёркивала принципы элитаризма и
иерархии. Подобно своим Учителям которые по утверждению Блаватской направили её
в мир для того чтобы передать древнюю мудрость арийской расе Елена Петровна
претендовала на безусловный авторитет определяемый её местом в оккультной
иерархии. В своих рассказах о предыстории человечества она также часто
ссылалась на выдающуюся роль элитарных священников корневых рас прошлого. Так
когда лемурианцы третья корневая раса погрязли во зле и пороке только иерархия
избранных осталась чиста духом. Эти немногие составили лемуро-атлантическую
династию королей-жрецов ныне обитающую в легендарной стране Шамбала.
Теория Блаватской вызвала огромный интерес у части образованной европейской
публики. Объясняется это видимо вполне определённым обещанием оккультного
посвящения которого удостоится всякий принявший идеи Блаватской. Теософия
предложила привлекательную смесь из древних религиозных идей и новых для того
времени научных концепций для тех чьи привычные взгляды были опрокинуты с одной
стороны дискредитацией ортодоксальной религии с другой — научно-техническим
прогрессом.
В мае 1891-го года, почти без всякой предупреждающей болезни, Елена Петровна
Блаватская скончалась в своём рабочем кресле. Её тело было предано сожжению а
оставшийся пепел был разделен на три части: одна часть сохраняется в Адьяре,
другая в Нью-Йорке, третья оставлена в Лондоне.
На этом закончился земной путь Елены Петровны Блаватской но мы ещё вспомним о
ней когда придёт время поговорить о тех кто захотел возродить величие арийской
корневой расы.
* * *
Помимо теософии в начале XX-го века появлялись учения близкие ей по духу но
базирующиеся на других эзот
|
|