|
флот проявил интерес к этой работе, «Моргун» Холл сообразил, что
коммуникационная разведка является неисследованной зоной. Он быстро набрал
людей, главным образом любителей: преподавателей колледжей, священников,
учителей, публицистов, отсутствие флотского опыта у которых сильно
способствовало уменьшению их значимости в глазах их более консервативных коллег.
(Желающие могут присоединиться к точке зрения традиционалистов: Дилли, Нокс,
преподаватель классических языков, занимался шифровальными работами, лежа в
ванне, историк Фрэнк Берч изображал из себя актера и позже регулярно появлялся
в пантомимах на лондонских подмостках.)
Не прошло и двух месяцев с начала войны, как дешифровальщики, работавшие в
здании Адмиралтейства, добились первых результатов, получив от русских ключ к
германскому морскому коду.
Это была знаменитая магдебургская шифровальная книга, которую русские
обнаружили на трупе флотского унтер-офицера, убитого, когда два русских
крейсера подожгли немецкий легкий крейсер «Магдебург» 26 августа 1914 года.
Имея магдебургскую книгу и еще две шифровальные книги (одна из которых была
захвачена в начале войны на немецком торговом судне в Австралии, а вторая
найдена среди брошенных вещей немецкого дипломата Вильгельма Васмусса,
удравшего от англичан в Персии в 1915 году), британские дешифровальщики вскоре
смогли читать практически все послания, передаваемые германскими властями
своему военному и торговому флотам, консульствам, посольствам, подводным лодкам
и «цеппелинам» [6] . За войну англичане расшифровали более 20 тыс. немецких
передач, причем некоторые из них были очень важными.
К сожалению, Уинстон Черчилль, в ту пору бывший первым лордом Адмиралтейства,
решил, будто эта операция настолько важна для Британии, что должна быть
окружена плотной завесой тайны. Эта засекреченность была чересчур сильной и
мешала деятельности дешифровальщиков: некоторые подразделения флота никогда
даже не слышали о существовании такой службы, а тем, кто знал и хотел
воспользоваться ее услугами, отказывали из соображений безопасности. Например,
когда настал момент использовать полученные сведения для победы в морском
сражении, бюрократические препоны угробили эту возможность навсегда. Это
произошло в Ютландии в мае 1916 года. Перехваченные радиограммы германского
флота могли обеспечить Королевскому флоту под командованием адмирала Джелико
блистательную победу. Но меры безопасности, принятые при передаче шифрограмм от
дешифровальщиков к Джелико, привели к серии недопониманий, в результате не
только благополучно ускользнули немцы, но и сильно пошатнулась вера Джелико в
способности разведки(25).
Кроме весьма ограниченного успеха в области связи, вся разведывательная братия,
похоже, не очень хорошо проявила себя в годы первой мировой войны, но хуже
всего обстояло дело с агентами-одиночками. Иначе чем можно объяснить столь
длительное существование легенд о шпионах, таких, как легенда о Мата Хари,
прекрасной «яванской храмовой танцовщице», ставшей немецким резидентом во
Франции. Мата Хари являлась любовницей члена французского кабинета министров и
была расстреляна французами. Или история полковника Альфреда Редля, начальника
контрразведки Австро-Венгрии и одновременно агента Российской империи. Ответ
заключается в том, что это и есть всего-навсего легенды, романтический вздор,
освещающий интеллектуальный сумрак шпионского мира, сказки, на которых
воспитываются новобранцы.
С течением лет Мата Хари стала образцом шпионки – прекрасная дама, которая
ради денег и острых ощущений вытягивала из своих любовников государственные
секреты. «Самая изумительная, самая красивая, самая удивительная и самая
беспринципная женщина-шпионка» – такова классическая характеристика Мата Хари.
Ее история, кажется, содержит все необходимые элементы, традиционно связанные с
разведывательной деятельностью: разочарование, восторженность, легкая жизнь,
власть, деньги и, наконец, удивительное мужество. Даже в тех ее жизнеописаниях,
где признается, что, будучи несомненно «талантливой танцовщицей, она была дамой
полусвета, куртизанкой, пожирающей сердца и опустошающей карманы», все же
подчеркивается, что, вроде бы отдавая все своим клиентам, она скрывала самое
важное – свою тайную жизнь, жизнь немецкой шпионки; не они пользовались ею, а
она использовала их. Когда пришло время расплаты, утверждает легенда, она шла к
месту казни спокойно и с достоинством. Согласно одной из версий, она танцевала
в камере для своих тюремщиков; согласно другой – помахала перчаткой солдатам,
приводившим в исполнение приговор; в третьей описывается, как она обнажила
грудь, будучи уверенной, что французские солдаты не умеют как следует целиться;
согласно четвертой, ей было обещано, что солдаты будут стрелять холостыми
патронами, а ее затем тайно вывезут из Франции. В действительности все было
значительно проще.
Настоящее имя Мата Хари – Маргарета Гертруда Зелле. Она родилась в 1876 году в
Леевардене (Голландия). После неудачного брака с офицером голландской
колониальной армии, в течение которого шесть лет провела на Яве, Маргарета
приехала в Париж в 1905 году под именем Мата Хари («Утренний Глаз»),
исполнительницы эротических индийских танцев. Некоторые танцы она исполняла
обнаженной [7] . Успех ее был ошеломляющим, и до войны Мата Хари много
выступала в Париже, Берлине, Лондоне и Риме. Проститутка экстракласса не была
сногсшибательной красавицей и уже приближалась к 40-летнему рубежу, тем не
менее привлекала к себе внимание многих высокопоставленных личностей в этих
европейских столицах, и они платили огромные деньги за ее прелести. Начало
войны застало Мата Хари в Берлине. Являясь гражданкой нейтральной страны, она
свободно передвигалась между Германией, Францией, Италией, Великобританией и
Испанией. Немецкая, французская и британская разведки подозревали ее в шпионаже,
|
|