|
Александр Колпакиди
СПЕЦСЛУЖБЫ РОССИИ. ОККУЛЬТНЫЕ СИЛЫ СССР
Аннотация: Книга из серии «Спецслужбы России» расскажет о загадочном буряте
Петре Бадмаеве — величайшим лекаре и величайшим аферисте и об экспедиции
Спецотдела ОГПУ на Тибет, участником которой был известный художник Н. Рерих.
Вы узнаете о том, как советские спецслужбы боролись против интеллигентских
тайных обществ, и о том, какие надежды они возлагали на психотронное оружие,
экстрасенсов и НЛО.
---------------------------------------------
Александр Колпакиди
СПЕЦСЛУЖБЫ РОССИИ. ОККУЛЬТНЫЕ СИЛЫ СССР
ПОСЛЕДНИЙ ШАМАН
Андрей Балабуха. Естествознание в мире мифов
Если волшебным ключом к первому тому «Спецслужб России» послужило слово
«тайна» (и к нему, клятвенно заверяю, мы вернемся еще не раз), то сегодня
придется воспользоваться другим, не менее емким и полисемантичным. «Миф» — в
буквальном переложении с эллинского наречия на язык родных осин это слово
означает «повествование», «сказание» или «предание». Справедливости ради замечу,
в повседневном обиходе употребляем мы его едва ли не в единственном из многих
значений — чего-то небывалого и небываемого, несуществующего и несущного. В
результате понятие «мифический» давно уже стало по сути синонимом ложности,
эвфемизмом когда невинного, а когда и злокозненного вымысла. Однако на деле все
отнюдь не столь просто и однозначно.
Миф — порождение коллективного сознания. Конечно, в отдельных случаях можно с
полным основанием говорить и об его конкретном авторе, но в том-то и фокус, что
сочинить красивую сказку всяк может, однако мифом становится лишь тот плод
человечьих измышлений, что придется по вкусу великому множеству собратий.
Согласно словарному определению, миф «в обобщенном виде и чувственно-конкретных
персонификациях отражает действительность и мыслится вполне реальным».
Последнее важнее всего: Ясон, Геракл и Тесей, Эдип и Медуза Горгона
представлялись какому-нибудь кожевеннику-коринфянину не менее реальными, чем
обитавший по соседству горшечник Состратос. И не только в незапамятные античные
времена Миф оставался и остается одним из мощнейших инструментов постижения и
осознания окружающего. Настолько могущественным, что порою он играючи подчиняет
себе те самые разум, сознание и человеческую личность, которым — по идее —
обязан только служить.
На одну из таких сверхустойчивых мифологем опиралось, в частности, то
противостояние двух Третьих Римов, о котором я упоминал в предисловии к первому
тому. Однако с идеей римского наследства в нашем коллективном бессознательном
исстари соседствует и другая — о наследии ордынском. А поскольку для первой
части этого тома она имеет принципиальное значение, позволю себе остановится на
ней подробнее. По структуре она достаточно сложна и включает несколько
связанных меж собой, но практически самостоятельных составляющих, однако
непосредственное касательство к сегодняшней теме из них имеют две.
В первую очередь, это естественное стремление побежденных «сохранить лицо».
Именно оно побудило обложенный данью народ, ставший периферийным улусом империи
чингизидов, из веку в век говорить о том, как он грудью прикрыл Европу от
монгольского нашествия. Мифу нет дела ни до того, что и сама Европа была для
монголов лишь удаленной окраиной, прилегающей к «последнему морю»; ни до того,
что и там, в Центральной и Западной Европе, они не потерпели ни одного
исторически значимого поражения; ни до того, что передовой отряд — два тумена
татарской кавалерии — насквозь прошел Испанию и Португалию и зачерпнул-таки
шлемами атлантической водицы, кою и повезли потом через всю Евразию в далекий
Каракорум. Что ж, как известно, факты мифу не указ — психология для него куда
важнее. Сотворяя из нестерпимого военного фиаско роль претерпевшего за ближнего
всеевропейского щита, миф возвращал народу чувство самоуважения и собственных
значимости и достоинства. В действительности же щит возникал не на
геополитических просторах, а в общественном сознании, надежно защищая его от
мнимой унизительности нанесенного субэдеевыми и батыевыми ордами разгрома.
Говорю мнимой, ибо нет и не может быть ничего унизительного в поражении,
нанесенном достойным противником. В том же, что монголы являлись противником
достойным, сомневаться не приходится — чуть не полмира покорили, как-никак.
Однако сохранение лица — лишь первая ступень. Кануло в прошлое двухсотлетнее
иго, и на смену ему пришло ощущение сопричастности великому царству. Помимо
вечной несбыточной мечты о черноморских Проливах, претензии на положение
Третьего Рима были закреплены Иваном III, заключившим династический брак с
безвластными уже византийскими Палеологами, благодаря чему и появился в
россий
|
|