|
ком гербе двуглавый орел ро-мейских базилевсов. Претензии на ордынское
наследство не нашли себе столь зримого выражения, зато проявились весьма
ощутимо — в поразительном по размаху и скорости завоевании Сибири, вполне
сопоставимом с покорением испанскими конкистадорами Нового Света или
американским броском на Дикий Запад. Но это на уровне истории свершившейся.
Однако с ним соседствует другая история — несбывшаяся, несостоявшаяся,
потенциальная. В ней-то и прочитывается вторая ступень мифа.
Китайцы пошли в этом отношении гораздо дальше, объявив Чингисхана «великим
китайским полководцем» — им проще: там была монгольская династия, а не иго. Но
со взятия Казани и Астрахани плена грезилась, грезилась великая — чтобы не на
одну шестую, вполмира — империя, чтобы вошли в нее все былые царства всяких там
хулагуидов, гуюкидов и прочих Великих Моголов. Зря, что ли два века терпели? По
праву наше будет. Предками завещано, обетованно. А какими предками — в том мифу
не суть. И множились на протяжении всей российский истории разнообразные
прожекты установления такого царства, и в этом смысле не лег семнадцатый год
рубежом — сменить ведь можно только строй, но никак не менталитет. И «Последний
бросок на Юг» — законный наследник и правопреемник «Великого броска на Восток»,
а господам юнкерам метилось то же, что и пламенному комсомольскому поэту Павлу
Когану, автору незабвенной романтической «Бригантины»:
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще падем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.
Много их было, осиянных этой великой мифической мечтою. С некоторыми вам еще
предстоит встреча в следующих томах. Причем, замечу, о каждом из них можно
написать не очерк, а захватывающий приключенческий роман. Увы, на подобные
художественные биографии литература наша не щедра — воистину нет пророка в
своем отечестве! Именно в этом ряду стоит и главный герой первой части
«Оккультных сил в СССР» — Жамсаран (в крещении — Петр Александрович) Бадмаев,
выпускник восточного факультета Петербургского университета и
Медико-хирургической академии, чиновник Азиатского департамента Министерства
иностранных дел, успешливый предприниматель, знаменитый «тибетский врач» и
прочая, и прочая.
Главной сам он почитал (или, по крайней мере, называл) эту последнюю ипостась.
Не будучи специалистом, не возьмусь судить, кем был он в действительности:
великим врачевателем или великолепным шарлатаном, явившимся из монгольских
степных предгорий Гиппократом или же Чумаком-Кашпировским fin de siucle —
широкое хождение имели в свое время оба этих мнения. Что ж, пусть разбираются в
этом историки медицины. Но в целом размах его деятельности не может не
восхищать. Не стану пересказывать фактов, с которыми вскоре познакомят вас Олег
Шишкин и Александр Борисов, однако некоторыми выводами и общими оценками
позволю себе поделиться.
Самый яркий из троих представителей «тибетской династии», Петр Александрович
Бадмаев являл собою законченный тип графа Монте-Кристо a la russe (кстати,
герой Дюма-отца также занимался врачеванием, правда, на Востоке). Впрочем, и в
наших пале-стинах этот тип был представлен достаточно ярко — вспомните хотя бы
«полудержавного властелина», светлейшего князя Александра Даниловича. Увы, его
пример наводит на печальную мысль: в отечестве нашем личность такого масштаба и
такого характера изначально обречена в лучшем случае на березовскую ссылку… Так
что и печальный конец Бадмаева был то ли предсказуем, то ли вовсе предопределен.
Только никто, слава Богу, в это предопределение никогда не верил и не верит —
не потому ли и красуются Меншиковский дворец на Неве и буддийский храм (кстати,
самый большой в Европе) на Невке? Скольких свершений лишилась бы наша история,
если бы не этот психологический феномен…
Формально «тибетский врач» Бадмаев не занимал столь высокого положения, как
герцог Ижорский — к титулам он особо не стремился, да и не петровские времена
были на дворе. Но проследите судьбу любого мало-мальски примечательного
человека в тогдашнем Санкт-Петербурге — и она рано или поздно да выведет вас на
фигуру высокоученого бурята. Создается впечатление, будто он являлся неким
потаенным центром столичной жизни, серым кардиналом и великим кукловодом.
Пожалуй, именно в этой его вездесущности и заключена та мистическая сила,
которая заставила составителя включить рассказ о Бадмаеве в контекст разговора
обо всех и всяческих спиритах, оккультистах и мистиках (ведь в самой по себе
восточной медицине много пока загадочного, но ничего оккультного, согласитесь,
нет). Правда, далеко не всем бадмаевским начинаниям суждено было сбыться, но и
воплощенное все-таки в жизнь, прямо скажем, впечатляет. Что же до
невоплощенного…
Пожалуй, в один ряд с его «великим восточным проектом» имеет право встать лишь
одно — и также неосуществленное — начинание: потрясающий по смелости и размаху
замысел учреждения Кавказской компании, родившийся под пером дипломата (именно
дипломата, а не автора бессмертной комедии) Александра Сергеевича Грибоедова;
замысел, по сравнению с которым даже заговор декабристов может показаться более
или менее невинной игрой.
Самое примечательное, что Жамсаран Бадмаев — ярчайший, может быть, пример
успешного решения в Российской Империи национальной проблемы. Да, сознательно и
не
|
|