|
все договоренности были достигнуты, и в январе 1958 года делегация
во главе с послом Киселевым отправилась на самолете «Ил-14» из Каира в Таиз,
тогдашнюю столицу Йемена и резиденцию имама Ахмеда.
Объединение Египта и Сирии в единое государство и вхождение Йемена в
федерацию с Объединенной Арабской Республикой заставило посла СССР в Каире
активно заниматься проблемами всех арабских государств. В Йемен Киселев ехал
уже полностью подготовленным по всему кругу вопросов сложных межарабских
отношений. Посол должен был вручить свои верительные грамоты имаму Ахмеду и
договориться, уже в деталях, об учреждении нашего посольства в Йемене.
Путь до Таиза был долог, с несколькими остановками и ночевками из-за
скромных возможностей «Ил-14». Таким образом на нашем маршруте мы познакомились
с Джиддой, Хартумом, Асмарой и наконец прибыли в Ходейду, где уже находилось
несколько наших специалистов по реконструкции порта, которые за неимением
другого жилья были размещены на верхнем этаже провинциальной тюрьмы. Вообще-то
говоря, жилье было неплохое — здание прочное,
61
крыша над головой, но на первом этаже иногда по ночам пытали преступников, и
спать советским специалистам было невозможно. Потом, правда, дело «поправили»:
преступников увели в горы и отрубили им головы.
Даже в январе в Ходейде было душно и жарко, а летом, как нас уверяли, здесь
можно было печь яйца в раскаленном песке. Встречали нас торжественно. Вышел на
аэродром сам губернатор Яхья Абд аль-Кадер. На более чем примитивном аэродроме
был выстроен босоногий почетный караул с винтовками времен первой мировой войны.
Начальник почетного караула, офицер, был, правда, в ботинках. Рядом с караулом
размещался и оркестр, тоже сплошь босой. Оркестр исполнил трудноузнаваемый Гимн
Советского Союза. Но все равно было приятно.
На торжественном обеде, который дал губернатор, уже царил сухой закон.
Помнится, что после утомительного перелета хотелось выпить холодного виски с
содовой, чтобы немного расслабиться и продезинфицироваться, но увы...
В Таизе начались другие чудеса: здесь окончательно выяснилось, что мы
совершили фантастический перелет назад, в глубины истории, и попали в настоящее
средневековье.
В стране не было своей печати, радио, элементарных дорог, банков.
Категорически были запрещены такие учреждения, как кино и театр. Женщины на
улицах города появлялись крайне редко, закутанные с ног до головы в черные
одежды. Бумажных денег тоже не было. В качестве главной валюты ходил талер
времен австрийской императрицы Марии-Терезии — большая серебряная монета,
которую для Йемена чеканили в Италии и других европейских странах старыми
штампами, и на каждой из них значился год выпуска— 1780-й.
В дальнейшем первые советские специалисты дали этой монете название
«дунька», что, по их мнению, более всего подходило к пышнотелой Марии-Терезии.
Впрочем, эта «дунька» как главный, полновесный серебряный денежный эталон
продолжительное время имела хождение во многих странах Ближнего Востока и
Северо-Восточной Африки.
По пятницам на центральной площади Таиза время от времени рубили головы
приговоренным к казни преступникам. Вершилось гласное правосудие. Присутствовал
при
62
этом и имам Ахмед. Других массовых зрелищ, даже спортивных, не было.
Весьма оригинальным был порядок въезда в страну и выезда из нее. Разрешения
на въезд и выезд иностранцам давал лично имам. И самой пикантной в этой
практике была «забывчивость» имама, когда дело касалось разрешений на выезд из
страны. В таком щекотливом положении оказался живший вместе с нами в гостевом
доме имама саудовский государственный министр. Он прибыл в Йемен для
переговоров по вопросу саудовско-йеменских отношений, всегда весьма напряженных,
а пока он ждал приема у имама, отношения эти еще более осложнились. Имам и
аудиенции не давал, и из страны не выпускал. На просьбы саудовца о выезде
королевские чиновники неизменно отвечали, что имам в данный момент очень занят
или что он вообще уехал куда-то в горы лечить ноги в целебных источниках.
Короче, мы приехали, вручили грамоты и уехали, а бедный саудовский министр,
весьма импозантный, с холеной белой бородой, остался ждать решения своей судьбы
в гостевом доме с бесплатным питанием и антисанитарными условиями.
В ожидании приема у имама мы ездили по стране на мощных «лендроверах».
Дорог в Йемене тогда вообще не существовало, и наши машины двигались по вади —
руслам высохших рек, — проезжая за час не более 15-20 километров. Приходилось
все время делать привалы и пить чай из термосов. После шестичасового
путешествия на теле не оставалось живого места.
Живя в Таизе, мы совершали ежедневную прогулку из гостевого дома на базар,
где собирались горожане, чтобы обменяться новостями и купить необходимое. Где
бы мы ни появлялись, тотчас, как из-под земли, вырастал перед нами принявший
ислам американец в йеменской национальной одежде. Звали его Бержес Ла Брюсс.
Перемещался он по городу на маленьком ослике и являл собой более чем странную
картину. Иногда он доверительно сообщал своим йеменским собеседникам, что
является майором американской разведки — эти его рассказы были известны всему
городу. У меня сохранилось несколько фотографий Бержеса. Йеменцы считали его
чудаком и относились к нему иронически-снисходительно. Государственные
чиновники рассказы-
63
вали нам, что он очень хочет быть американским Лоуренсом, но у него это плохо
получается. Худо-бедно, но американец прилично говорил на местном диалекте
|
|