|
я решил побывать у многих старых своих друзей --
крестьян-революционеров, которые уже получили немецких шомполов
и сидели молча, как мне передавали друзья помоложе.
За несколько ночей я побывал у многих из них. Устроил два собеседования
с двумя десятками крестьян на тему "За что мы должны прежде
всего взяться". Окончательно уяснил себе картину того контрреволюционного
переворота в Гуляйполе, который был совершен в мое отсутствие.
Переворот этот, как я выяснил, задуман был агентами Украинской
Центральной рады и немецко-австрийского командования, сынками кулаков,
которые, приехав с внешнего фронта, объявили себя украинскими
социалистами-революционерами: Иваном Волком (ныне комиссар
Чертковского района у большевиков), Аполлоном Волохом, Осипом
Соловьем (путаются где-то, в деникино-врангелевских бандах),
Василием Шаровским и агрономом Дмитренко.
Под руководством этих лиц и силами центральной еврейской роты переворот
был совершен в порядке ареста всех членов революционного Гуляйпольского
комитета и большей части членов Совета крестьянских и рабочих
депутатов. Был также отозван с противонемецкого и гайдамацкого
фронта анархический отряд. Он в пути был разоружен и наполовину
арестован. Арест производился с целью выдать всех этих передовых
революционеров Гуляйполя и района немецко-австрийскому
командованию на уничтожение.
Переворот удался. Буржуазия его приветствовала. Она быстро, в течение
нескольких дней, сделалась снова хозяином во всем районе. Начались
погромы революционных организаций.
Некоторые подробности событий произвели на крестьян особое впечатление.
Так, например, в Гуляйполе, под руководством "анархиста"
Левы Шнейдера, владевшего помимо еврейского языка и украинским,
было разгромлено бюро анархистов. На украинском языке он обратился
к шовинистическим бандам:
-- Брати, я з вами вмру за неньку Украину!
С такими словами вскочил этот "анархист" в бюро анархистов,
начал хватать и рвать черные знамена, срывать со стен портреты Кропоткина,
Бакунина, Александра Семенюты, разбивать их и топтать. Даже
шовинисты-украинцы не делали того, что делал он, этот
новоиспеченный украинский патриот, говорили мне очевидцы.
Такой поступок еврея-"анархиста" еще более развязал руки
еврейской молодежи из роты. Буржуазия, зная, что делать в такие
минуты, указывала молодежи на пример "анархиста". И еврейская
молодежь под руководством все тех же агентов Центральной рады и
немецкого командования усердствовала.
-- А где же теперь этот Лева Шнейдер? -- спрашивал я крестьян.
-- Он убежал из Гуляйполя, когда немцы и австрийцы окончательно
осели здесь. Говорят, он "работает" подпольно где-то в Харкове
вместе с большевиками и анархистами, -- отвечали мне крестьяне и
с особой настойчивостью требовали моего мнения об этом гнусном
поведении "анархиста" еврея Льва Шнейдера.
Что я мог им ответить? Я, конечно, старался доказывать им, что
еврей здесь ни при чем; что неевреев, игравших гнусную роль в перевороте,
было несравненно больше. Я пересчитал ими же указанные мне имена
этого большинства. Но убедить их не мог. Они, крестьяне, предложили
мне пойти вечером в центр Гуляйполя и убедиться в том, кто по
улицам и площадям веселится, кроме евреев, "участвовавших раньше
вместе с нами в походе против контрреволюции, а теперь вместе с
контрреволюцией веселящихся на трупе революции". Чувствовалась
великая злоба у крестьян против евреев -- злоба, которой
Гуляйполе еще не переживало.
Я тревожился. Предо мною ясно вставал грозный призрак нарождающегося
антисемитизма. Я собирался с силами, чтобы преодолеть эту заразу
в массе крестьян -- заразу, привитую преступлением одних и глупостью
других, самих же евреев. Я согласился переодеться в женское платье
и пойти в центр Гуляйполя.
-- Да, да. Вы, Нестор Иванович, пойдите туда. Вы увидите, что там
свободно гуляют и веселятся только те, кто выслужился перед властью
немцев и Центральной рады своими позорными действиями против революции,
-- говорили мне крестьяне.
|
|