|
инструкции – для просвещения собственных сторонников [152] . Кроме того, они
стремились, и тут подражая коммунистам, деморализовать противника грубостью и
жестокостью, причём маскировали собственную слабость под простодушие и
идеализм: «Герои с большим, детски-чистым сердцем», «Христо-социалисты», не
стесняясь писал Геббельс, чтобы сделать из командира штурмового отряда Хорста
Весселя мученика идеи, хотя тот – по крайней мере, таков был один из мотивов –
был убит своим соперником-коммунистом из ревности в споре из-за проститутки.
Один из его самых эффектных, вышибающих слезу приёмов заключался в том, чтобы
около своей ораторской трибуны выставить на всеобщее обозрение перевязанных
раненых на носилках – жертв уличных боев. В полицейском донесении о кровавом
инциденте в Дитмаршене описывалось пропагандистское воздействие вида убитых и
раненых, что утвердило гитлеровское движение в мысли о высокой действенности
кровавых жертв как средства агитации. В донесении говорилось, что
национал-социалисты увеличили свою численность на 30%, и далее сообщалось о
таком наблюдении: «простые деревенские старухи» носят «на своих фартуках значок
со свастикой. При разговоре с такими бабушками сразу чувствуешь, что они не
имеют ни малейшего понятия о ближних или дальних целях
национал-социалистической партии. Но они уверены, что все честные люди в
нынешней Германии эксплуатируются, что правительство у нас неспособное и… что
только национал-социалисты могут спасти от этого якобы бедственного положения».
[153]
Пожалуй, самым знаменательным был успех НСДАП у молодёжи. Как никакая другая
политическая партия, она сумела воспользоваться и ожиданиями самого молодого
поколения, и широко распространёнными надеждами на него. Понятно, что поколение
18 – 30-летних, чьё честолюбие и жажда деятельности не могли реализоваться в
обстановке массовой безработицы, переживало кризис особенно болезненно. Будучи
радикальными и в то же время склонными к бегству от действительности, эти
молодые люди представляли собой огромный агрессивный потенциал. Они презирали
своё окружение, родительский дом, учителей и признанные авторитеты, все ещё
отчаянно тоскующие по старым буржуазным порядкам, из которых молодёжь давно уже
выросла: «Нет больше веры в светлое вчера, но нет в нас и заразы отрицания», –
читаем мы в одном из тогдашних стихотворений [154] . На интеллектуальном уровне
то же настроение выразилось, например, в формуле, что Германия проиграла не
только войну, но и революцию и теперь должна все это исправить. Молодёжь в
большинстве своём презирала республику, которая славила собственное бессилие, а
свою слабость и нерешительность рядила в одежды демократической готовности к
компромиссу. Но молодёжь отвергала её пошлый материализм социального
государства и её «Эпикурейские идеалы», в которых она не находила ничего из
переполнявшего её самое трагического восприятия жизни.
Вместе с республикой молодёжь отвергала и традиционный тип партии, который не
отвечал пробудившейся в молодёжном движении жажде «органического сообщества»,
якобы возникшего на фронтах войны. Недовольство «властью стариков» ещё более
усиливалось при виде традиционных партийных центров, пребывающих в состоянии
честной ограниченности. Ничто в этих широких, самодовольных физиономиях не
отражало того беспокойства, того сознания «поворота времени», которое овладело
буржуазной молодёжью. Довольно значительная её часть присоединилась к
коммунистам, хотя узость классового мышления партии многим затрудняла
вступление в её ряды; другая часть пыталась выразить свой весьма своеобразно
понимаемый ригоризм в пёстром по составу национал-большевистском движении.
Большинство же молодёжи, особенно студенты, перешло к национал-социалистам,
НСДАП стала естественной альтернативой коммунистам. Из всего радужно-пёстрого
идеологического набора пропаганды национал-социалистов она расслышала прежде
всего нечто революционное. Эти молодые люди искали дисциплины и жертвенности;
кроме того, их привлекала к себе романтика движения, которое постоянно
балансировало на грани законности, а тем, кто непременно этого хотел, позволяла
и перешагнуть за эту грань. Это была для них не столько партия, сколько боевое
сообщество, требовавшее пожертвовать всем и противопоставлявшее гнилому,
распадающемуся миру пафос воинственного нового строя.
Вследствие большого притока представителей молодого поколения НСДАП, ещё не
став массовой партией, приобрела характер прямо-таки своеобразного молодёжного
движения. Например, в Гамбургском округе в 1925 году около двух третей членов
партии были моложе тридцати лет, в Галле их было даже 86%, да и в остальных
округах эти показатели если и отличались, то не намного. В 1931 году 70%
берлинских штурмовиков составляли люди, не достигшие 30 лет, а во всей партии
их было около 40 процентов, в то время как их доля в СДПГ была вдвое меньше.
Если среди депутатов от СДПГ людей моложе 40 лет было около 10%, то среди
национал-социалистов их доля составляла почти 60%. Стремление Гитлера
заинтересовать молодых людей, стимулировать их, оказать им доверие оказалось
весьма действенным методом. Геббельс стал гауляйтером в 28, Карл Кауфман – в 25
лет; Бальдуру фон Шираху было 26 лет, когда его назначили на пост
рейхсюгендфюрера [155] , а Гиммлеру при его выдвижении на пост рейхсфюрера СС
всего на два года больше. Бескомпромиссность и ничем не ослабленная вера этих
молодых руководителей, их «чисто физическая энергия и драчливость, – вспоминал
впоследствии один из них, – придавали партии ту пробивную силу, которой прежде
всего буржуазные партии чем дальше, тем меньше могли противопоставить что-либо
равное по действенности». [156]
Всё это было характерно для состава партии, начиная с 1929 года, ещё до того,
как наступило время широкого скачкообразного перехода в неё из других партий.
Правда, с точки зрения социологии лицо её все ещё оставалось неясным, не без
умысла завуалированным претенциозными лозунгами общего характера, за которыми
|
|