|
подозрение, что Гитлер хотел бы такой коалицией лишь купить себе досрочное
освобождение, последовал презрительный ответ, что его освобождение было бы для
движения в тысячу раз важнее, нежели все непоколебимые принципы двух дюжин
парламентариев «фелькише».
И впрямь казалось, что своим грубым и вызывающим притязанием на руководство он
собирается оттолкнуть всех, кто не захочет ему подчиниться. Позднее он с
ироническим пренебрежением будет говорить об «инфляционной прибыли» партии в
1923 году, о её слишком быстром росте, ставшем решающей причиной слабости и
недостатка сопротивляемости во время кризиса; теперь же он извлёк из этого
уроки. Вскоре руководители групп «фелькише» стали слёзно жаловаться на
отсутствие у Гитлера готовности к сотрудничеству и охотно взывали при этом к
совместно пролитой у «Фельдхеррнхалле» крови [67] . Однако для Гитлера куда
важнее были не такого рода мистические сентиментальности, а воспоминание о
союзах 1923 года, о вынужденной необходимости считаться со столь многими
щепетильными либо твердолобыми соратниками и об усвоенном из этого уроке, что
любое партнёрство есть некая форма плена. И насколько податливым выступал он
вовне, по отношению к государственной власти, настолько же властно и
непоколебимо настаивал он поэтому на подчинении ему в рядах движения. И для
него не стало проблемой то обстоятельство, что в результате той дискуссии в
ландтаге с ним остались только шесть из двадцати четырех депутатов, большинство
же перешло в другие партии.
Но он отнюдь не удовольствовался этим столкновением – горя нетерпением, он
затевает все новые диспуты и отламывает дальнейшие куски от краёв ставшего
мизерным движения. Он усердно подчёркивает то, что отделяет его от других
многочисленных групп «фелькише» и правых радикалов, и отказывается от любого
сотрудничества с ними. Из четырнадцати депутатов рейхстага верными ему
останутся только четверо, да и те демонстрируют свою строптивость и требуют в
первую очередь, чтобы он отмежевался от таких одиозных и нечистоплотных людей в
своём окружении как Герман Эссер и Юлиус Штрайхер. Поскольку же Гитлер
отчётливее нежели его противники сознаёт, что ожесточённый, продолжающийся уже
более месяца спор имеет своим предметом не чистоту, а единовластие в партии, то
он не отступает тут ни на шаг.
По ходу дела он уже подготовил разрыв с Людендорфом. Причиной тому было не
только замечание генерала, которое Гитлер не мог ему простить, в полдень 9
ноября, что ничто не может оправдать его бегства от «Фельдхеррнхалле» и что ни
один немецкий офицер не станет служить под командой такого человека, – дело
было ещё и в том, что «национальный полководец» стал ныне немалой обузой – во
всяком случае, в Южной Германии, – особенно с тех пор, как его упрямство и
эксцентрическое самолюбие его второй жены, докторши Матильды фон Кемниц, начали
втягивать его во все новые свары. Он грубо и открыто нападал на католическую
церковь, затеял никому не нужную дуэль с баварским кронпринцем, перессорился со
всем офицерским корпусом – дело дошло даже до того, что группа его бывших
сослуживцев исключила его из своих рядов, – и все глубже залезал в
псевдорелигиозные дебри сектантской идеологии, где с глубокомысленным видом
сваливались в одну кучу и какие-то заговорщицкие страхи, и вера в германских
богов, и пессимизм по отношению к цивилизации. Что же касается Гитлера, то от
такого рода привязанностей, в которых он вновь встречался с мракобесием своих
юных лет, Ланцем фон Либенфельсом и бредовыми картинами общества «Туле», он
давно уже ушёл и успел сформулировать в «Майн кампф» своё жгучее презрение к
подобным романтическим воззрениям «фелькише», хотя в мире его собственных
представлений и прослеживались рудименты оных. Определённую роль играли тут и
комплексы ревности, ибо он очень хорошо ощущал ту непроходимую пропасть,
которая в глазах строго различавшего военную субординацию народа отделяла
бывшего ефрейтора от генерала. Интересно в этом плане, что одна из групп
«фелькише» в своём послании в начале 1925 года называет Людендорфа «его
высокопревосходительством великим вождём», а Гитлера – «духом огня, который
освещает своим светом тьму нынешнего положения вещей». И, наконец, как личное
оскорбление со стороны Людендорфа воспринял Гитлер тот факт, что этот
генерал-квартирмейстер мировой войны своим воинским приказом отобрал у него его
персонального сопровождающего Ульриха Графа, за что он и осыпал того гневными
упрёками в первой же их беседе. В то же самое время, словно все больше входя в
раж, требовавший от него накалять вражду, Гитлер вступает в противоборство с
лидерами северогерманского Национал-социалистического освободительного движения
фон Грефе и фон Ревентловом, которые ещё ранее публично заявили, что у Гитлера
не должно быть прежней власти, ибо он – одарённый агитатор, но не политик. В
одном более позднем письме» свидетельствующем об обретении им самоуверенности,
Гитлер ответил фон Грефе, что прежде он был барабанщиком и будет таковым снова,
но только ради Германии, а уж никак не для Грефе и ему подобных, «и это так же
верно, как то, что мне помогает Бог!» [68]
26 февраля 1925 года возобновился выход газеты «Фелькишер беобахтер», где было
помещено объявление, что на следующий день в «Бюргербройкеллере», бывшем сценой
неудавшегося путча, состоится новооснование (не воссоздание) НСДАП. В своей
передовой статье «Новое начало», а также в опубликованных одновременно
директивах по организации партии Гитлер подводит фундамент под своё притязание
на руководство – он отклоняет все условия и, имея в виду упрёки по поводу
Эссера и Штрайхера, заявляет, что руководство партии должно не столько
заниматься моралью своих членов и конфессиональными распрями, сколько проводить
в жизнь политику, своих же критиков он обзывает «политическими несмышлёнышами».
И как первая реакция на его энергичный курс начинают поступать со всех концов
страны подтверждения его поддержки.
|
|