|
необычайно многозначный мир с его запахом крови, истреблением дракона, страстью
к господству, предательством, сексуальностью, язычеством и со спасением и
колокольным звоном в театральную страстную пятницу и был той идейной средой,
которая максимально отвечала и страхам Гитлера, и его потребностям в триумфе.
Стремление самоучки к общепринятым воззрениям и обрело для себя в этом
творчестве и в том, что его сопровождало и выплёскивалось за его рамки,
скомпонованную картину мира, и теперь это уже были истины, «гранитные
фундаменты».
Годы в Вене Гитлер назовёт потом «труднейшей, хотя и основательнейшей школой»
своей жизни и заметит, что он стал тогда «серьёзным и тихим». И всю жизнь будет
ненавидеть этот город за отпор и обиду, испытанные им в те годы. И в этом он
тоже похож на своего кумира Рихарда Вагнера: тот так и не простил Парижу
разочарований своей молодости и со злорадством предавался видениям, в которых
этот город погибал в дыму и пламени [157] . Нетрудно предположить, что
чудовищные, превосходящие все природные возможности планы Гитлера по
превращению Линца в дунайскую культурную столицу были продиктованы его так и не
утихшей ненавистью к Вене, и если он и не предавался, чтобы доставить себе
задним числом удовольствие, планам сожжения этого города, то все же в декабре
1944 года отклонил просьбу об отправке туда дополнительных зенитных частей
замечанием, пусть, мол, и Вена узнает, что такое бомбардировки с воздуха.
Явно угнетала его и неопределённость в отношении собственного будущего. В
конце 1910 – начале 1911 года, он, судя по всему, получает значительную сумму
денег от своей тётки Йоханны Пелцль [158] , однако и эти деньги не подвигли его
на какую бы то ни было инициативу, на сколь-нибудь серьёзное новое дело. Он
продолжал бесцельную жизнь: «Так и текли нидели (!)». Перед посторонними он
по-прежнему выдавал себя за студента, художника или писателя. И, вместе с тем,
как и раньше, лелеял смутные мечты о карьере архитектора. Но не предпринимал
ничего, чтобы осуществить их.
Только мечтами и жили его амбиции, честолюбие и надежда на великую судьбу. Та
настойчивость, с которой он противопоставлял мечты реальности, придаёт этому
отрезку его жизни, вопреки всей её флегме и пассивной бесцельности, видимость
чрезвычайной внутренней последовательности. Он упорно избегал любых
определённостей и застывал во временном, преходящем. Подобно тому, как отказ
вступить в профсоюз и признать тем самым свою принадлежность к рабочему
сословию сберёг ему его претензию на буржуазность, так и в мужском общежитии,
пока не минула пора его формирования, у него сохранялась вера в свою
гениальность и грядущую славу.
Больше всего его беспокоило, как бы обстоятельства времени не загубили его
притязания на великую судьбу. Он боялся бедной событиями жизни. Ещё подростком,
как он напишет потом, он «часто с горечью задумывался над тем, что слишком
поздно пришёл на эту землю» и «в предстоящих временах покоя и порядка видел
незаслуженную издёвку судьбы» [159] . И только хаотичное будущее, по его
собственному признанию, столпотворение и рушащиеся порядки смогли излечить этот
разрыв с реальностью. Совращённый своими экзальтированными мечтаниями, он был
одним из тех, кто предпочитает жизни, наполненной разочарованиями, жизнь,
наполненную катастрофами.
Глава IV
Бегство в Мюнхен
Я стремился туда, в великий рейх, страну моих снов и моей страстной мечты!
Адольф Гитлер
Мюнхен или Берлин? – Опять одиночество. – Школа страха. – Причина бегства. –
Новонайденные воинские документы. – Арест Гитлера. – Письмо магистрату города
Линца. – Негоден к строевой. – Предчувствия. – Благодарность эпохе. – Просьба
принять добровольцем.
24 мая 1913 года Гитлер покинул Вену и перебрался в Мюнхен. Ему уже
исполнилось двадцать четыре года, и он, меланхолический молодой человек, равно
с надеждой и горечью взирал на не понимавший его мира Разочарования минувших
лет ещё более усугубили в его характере склонность к мечтаниям и замкнутости.
Вену он покидал, не оставляя в ней друзей. В соответствии с его тяготевшим к
ирреальности темпераментом, Гитлера влекло скорее к общению с каким-нибудь
персонажем из недосягаемого мира: Рихардом Вагнером, бароном фон Шенерером,
Люгером. «Костяк личных взглядов», сложившийся у него под «напором судьбы»,
состоял из нескольких неосознанных чувств категорического неприятия, находивших
время от времени, после периодов их смутного брожения и вызревания, выход в
бурных приступах; как он позднее заметит, Вену он покинул «абсолютным
антисемитом, смертным врагом всего марксистского мировоззрения, пангерманцем».
[160]
Конечно, этому определению, как и всем его высказываниям, касающимся его
биографии, явно присуще желание показать, что он уже с ранних лет отличался
категоричностью оценок, а именно это желание и руководило им, когда он писал
«Майн кампф». Однако, уже само обстоятельство, что перебрался он всё же в
Мюнхен, а не в Берлин – столицу рейха, служит скорее недвусмысленным
|
|