|
комплексами сексуальной зависти и подспудным антифеминизмом: женщина,
утверждает он, принесла грех в этот мир, и её податливость сладострастным
уловкам недочеловеков есть главная причина заражения нордической крови.
Подобное маниакальное представление, в котором проявились все беды запоздалой и
заторможенной мужской сексуальности, будут запечатлены и Гитлером в точно такой
же картине: «Черноволосый молодой еврей часами поджидает с сатанинской радостью
на своём лице ничего не подозревающую девушку, которую он осквернит своей
кровью и похитит у её народа», – тут, как и там, возникает душный, пошлый мир
представлений неудовлетворённого мечтателя наяву, и кое-что говорит за то, что
на удивление ядовитые испарения, столь обильно испускаемые почвой
национал-социалистического мировоззрения, можно объяснить феноменом подавляемой
сексуальности внутри буржуазного мира. [122]
Друг юности Кубицек и другие сотоварищи Гитлера из тусклой полутьмы венского
дна свидетельствуют, что он уже с раннего утра бывал на ножах со всеми и
испытывал ненависть ко всему, что его окружало. Поэтому вполне резонно полагать,
что его антисемитизм явился сфокусированной формой ненависти, бушевавшей до
того впотьмах и нашедшей, наконец, свой объект в еврее. В «Майн кампф» Гитлер
напишет, что нельзя указывать массе больше, чем на одного врага, потому что
перед лицом нескольких врагов она теряется, и точно подмечено, что этот принцип
более всего относился к нему самому: он всегда с максимальной интенсивностью
концентрировал всю свою ярость именно на том одном явлении, в котором
изначально сосредоточивалось для него вселенское зло, и всегда это была
какая-то конкретно представляемая фигура, на которую его ярость и изливалась,
но никогда – трудно распутываемый клубок причин. [123]
Однако, если сегодня уже невозможно однозначно назвать мотив, который бы
объяснил всеподавляющую природу антиеврейского комплекса молодого Гитлера, все
же, в общем и целом, можно исходить из того, что речь тут идёт о политизации
личной проблематики столь же честолюбивого, сколь и отчаявшегося аутсайдера –
ведь шаг за шагом он опускался все ниже и ниже и поэтому был вынужден идти на
поводу своих страхов перед угрозой превращения в люмпена. И при виде еврея он,
«бедолага», старался убеждать себя, что законы истории, как и природы, на его
стороне. Между прочим, по собственному признанию Гитлера, его поворот к
антисемитской идеологии произошёл тогда, когда от родительского наследства уже
ничего не осталось и он оказался не то, чтобы в беспросветной нужде, но всё же
в достаточно стеснённых обстоятельствах и опустился в социальном плане куда
ниже, чем когда-либо мог это предполагать в своих страстных мечтах о
художественном творчестве, гениальности и восторгах публики.
А Вена, та немецкая буржуазная Вена начала века, к которой обращался он,
требуя признания своего социального статуса, жила под знаком трех
доминировавших явлений: в политическом отношении на неё оказывали влияние барон
Георг фон Шенерер и Карл Люгер, а в причудливо разукрашенном политическом и
художественном промежутке между ними, получившем столь определяющее значение
для пути Гитлера, самодержавно царил Рихард Вагнер. Вот эти три фигуры и были
ключевыми в годы его формирования.
Рассказывают, что в Вене Гитлер был «сторонником и поклонником» барона Георга
фон Шенерера, и над его постелью висели в рамках афоризмы этого деятеля: «Без
иудейской и римской мании поднимайся, собор Германии! Хайль!» – так звучал один
из них, в то время как другой выражал сокровенное желание австрийских немцев
воссоединиться с Отечеством по ту сторону границы [124] , и эти две максимы уже
формулировали в общедоступном виде главнейшие элементы Пангерманского движения
фон Шенерера, которое, в отличие от одноимённого союза в самой Германии, не
преследовало целей империалистической экспансии под лозунгом «германской
мировой политики», а работало на объединение немцев в едином государственном
альянсе. Подчёркнуто расходясь с Пангерманским союзом, Пангерманское движение
выступало за отказ от не населённых немцами областей дунайской монархии, как и
вообще против существования многонационального государства.
Основатель и вождь этого движения, барон Георг фон Шенерер, владелец поместья
в том самом покрытом лесом районе, откуда была родом и семья Гитлера, начинал
свою карьеру демократом-радикалом, но затем все в большей степени стал
подчинять идеи социальных реформ крайнему национализму. Словно будучи одержимым
комплексом инородческого засилья, он во всём и повсюду видел угрозу
проповедуемому им немецкому духу – как со стороны евреев, так и со стороны
католического Рима, со стороны габсбургской монархии и со стороны любой формы
интернационализма. Свои письма он заканчивал фразой «С немецким приветом!»,
предпринимал все, что только было возможно, для возрождения немецких обычаев и
рекомендовал начинать германское летоисчисление со 113-го года до Рождества
Христова – с битвы у Норейи, в которой кимвры и тевтоны разгромили римские
легионы.
Шенерер был отчаянным, принципиальным и ожесточённым человеком. В ответ на
терпимое отношение к другим национальностям со стороны низшего славянского
клира он организовал движение «Прочь от Рима!», восстановив тем самым против
себя католическую церковь, и впервые придал вражде к евреям, носившей до того в
Европе преимущественно религиозный или экономический характер, сознательный
поворот к политико-социальному и находившему уже преимущественно биологическое
обоснование антисемитизму. Демагог с ярко выраженным чутьём к бесподобно
воздействующему примитивному, он организовал сопротивление любым тенденциям
ассимиляции под девизом «На помощь веру не зови, когда порок в самой крови». И
не вследствие мономании своего взгляда на евреев как на движущую силу всех бед
и страхов этого мира, а именно вследствие радикальности своего вызова он и стал
одним из примеров для Гитлера. В индифферентной и терпимой атмосфере жизни
|
|