|
Выходившая в Линце либеральная газета «Тагеспост» поместила о нём многословный
некролог, где говорилось о прогрессивных взглядах покойного, его грубоватом
юморе, а также о его ярко выраженной гражданственности; газета называла его
«другом пения» и авторитетом в области пчеловодства, равно как и воздавала
должное его скромности и бережливости. Когда же сын из нежелания учиться и
перепадов настроения бросил училище, Алоис Гитлер уже два с половиной года
лежал в могиле, а мнимая угроза карьерой чиновника уж никак не могла исходить
от постоянно болевшей матери. Она, правда, кажется, какое-то время
сопротивлялась упорным домогательствам сына насчёт того, чтобы бросить учёбу,
но скоро у неё уже не осталось сил на борьбу с его эгоистическим и не терпевшим
возражений характером: потеряв столько детей, она обратила всю свою заботу на
последних двоих, забота же эта обычно проявлялась в материнской слабости и
податливости, и сын вскоре научился хорошо этим пользоваться. Когда в сентябре
1904 года его перевели в следующий класс только при условии, что он уйдёт из
училища, мать предприняла последнюю попытку и отправила его в реальное училище
в Штейре. Но и там его успехи выли весьма неудовлетворительными; первый его
табель пестрел столькими «неудами», что Гитлер, как он сам рассказывал, напился
и использовал этот документ в качестве туалетной бумаги, так что потом ему
пришлось писать заявление о выдаче дубликата. Когда же и табель 1905 года
оказался не лучше предыдущего, мать окончательно сложила оружие и разрешила
сыну бросить училище. Правда, как он не без иезуитства признается в «Майн
кампф», тут ему «неожиданно на помощь пришла болезнь» [81] , которая, впрочем,
документально нигде не засвидетельствована; куда более важной представляется
иная причина – его опять оставили на второй год.
Это была одна из тех катастрофических побед, которые Гитлер одержит ещё не раз
и не два: своими табелями об успеваемости, кишмя кишащими «неудами», он доказал
своему могущественному отцу, уже лежащему в могиле, что путь в чиновничье
сословие с его рангами и должностями, где отец желал бы его видеть, ему заказан
навсегда. Одновременно он «со стихийной ненавистью» [82] бросил школу, – она
так и осталась в его жизни темой, пробуждавшей у него колоссальное ожесточение,
– и все его непрестанные попытки унять беспокойство, порождённое этим фиаско,
ссылками на призвание художника, так и не вытеснили до конца его жизни
свойственного неудачнику чувства зависти и вражды. И вот, улизнув от требований
нормального учебного процесса, он решил «целиком посвятить себя искусству». Он
хочет стать художником. Этот выбор определяется, с одной стороны, производившим
впечатление талантом к срисовыванию, который у него был, а с другой – весьма
смелыми представлениями, которые сын провинциального чиновника вкладывал в
понятие о свободной, ничем не скованной жизни художника. Очень рано у него
проявилась, склонность к эксцентричному стилю жизни; один из жильцов пансионата,
который держала его мать, рассказывал впоследствии, что порой Гитлер начинал
вдруг рисовать во время обеда, нанося, как одержимый, на бумагу наброски зданий,
арок и колонн. Конечно, в этом сказывалась вполне законная потребность
вырваться с помощью искусства из тисков и рамок узкого буржуазного мирка, к
которому он принадлежал от рождения, уйти в идеальные сферы, и тот, собственно
говоря, маниакальный пыл, с которым он, забывая и презирая всё остальное,
отдаётся теперь своим упражнениям в живописи, музыке и мечтам, бросает некий
обманчивый свет на эту его страсть. Ведь с каким-нибудь определённым трудом,
«профессией ради хлеба насущного», как он презрительно говорил, Гитлер
связывать себя никак не желает. [83]
Дело в том, что возвышения через искусство он явно ищет и в социальном плане.
Как за всеми наклонностями и выборами в годы его формирования явственно
прослеживается огромная потребность быть или стать чем-то «более высоким», так
и в его эксцентрической страсти к занятию искусством во многом проявляется
представление о том, будто оно является привилегией «более избранного общества».
После смерти отца мать продаёт их дом в Леондинге и перебирается в Линц.
Гитлеру уже шестнадцать лет, у него нет никакого иного дела, как слоняться по
дому; благодаря тому, что мать получает за отца приличную пенсию, он может не
забивать себе, голову планами на будущее, а предаваться видимости
привилегированного ничегонеделания, которое ему так нравится. Ежедневно он
совершает променад по принятым для прогулок местам города, регулярно бывает на
представлениях местного театра, вступает в музыкальный кружок и становится
читателем библиотеки Общества народного просвещения. Растущий интерес к
сексуальным вопросам влечёт его, как он потом рассказывал, в отделение для
взрослых кабинета восковых фигур, и примерно в то же время в маленьком
кинотеатре близ Южного вокзала он смотрит первый раз в жизни фильм [84] .
Согласно описаниям, которыми мы располагаем, Гитлер был долговязым, бледным,
робким и всегда тщательно одетым юношей, обычно он ходил, помахивая тросточкой
с набалдашником из слоновой кости, и по внешнему виду и поведению казался
студентом.
Социальное честолюбие подстёгивало и его отца, однако тот добился лишь того,
что в глазах сына выглядело не бог весть какой карьерой; снисходительные слова,
которые были посвящены им впоследствии жизненному пути «старого господина»,
показывают, что самому себе он поставил цель куда более высокую – в мире
мечтаний, созданном им наряду с реальностью и над нею, взращивались ожидания и
самосознание гения.
Теперь, впервые провалившись на поставленном ему жизнью экзамене, он все чаще
и глубже уходит в мир своих фантазий; здесь находил он убежище от того бессилия,
которое с ранних лет испытывал перед отцом и учителями, здесь праздновал он
свои одинокие победы над миром, населённым чужими ему людьми, и отсюда слал он
свои первые проклятия и приговоры этому настроенному против него окружающему
|
|