|
соответствующей доли имущества. Как выяснилось впоследствии, Борман стремился
всеми способами прибрать к рукам собственность монастырей.
А накануне все тот же Клопфер составил письмо Розенбергу, в котором
утверждалось, что и протестантская, и католическая церкви оказывали серьезное
воздействие на своих последователей, служивших в вермахте. Солдаты регулярно
получали из своих общин религиозные буклеты, что «влияло на состояние боевого
духа в войсках». Офицеры вермахта сообщали, что армейские цензоры имеют право
конфисковывать только материалы, содержавшие критику правительства и партии.
Рейхсляйтер Макс Аманн, ответственный за ассигнования для печати, не мог
предотвратить издание религиозной литературы на деньги церкви. А меры полиции
Борман расценивал как недостаточные для достижения конечной цели. В письме
содержалось поручение рейхсляйтеру Розенбергу довести суть курса НСДАП до
каждого солдата, независимо от собственных взглядов последнего.
Буквально через день, то есть 19 января 1940 года, Борман задал
Розенбергу трепку в присутствии Гитлера. Продемонстрировав написанную
специально для солдат брошюру епископа Людвига Мюллера, исполнявшего также
обязанности уполномоченного протестантской церкви по делам рейхсвера в
Кенигсберге, он заявил: «Подобное в армии недопустимо. Солдаты, недавно
отрекшиеся от католической веры, прочитав эту книгу, могут вновь увлечься
идеями христианства, наполовину замаскированными хитроумными протестантскими
попами». Одновременно рейхсляйтер Аманн получил указание «впредь уделять
религиозному содержанию печатных изданий не меньше [254] внимания, чем
политическому и идеологическому, ибо имеющийся опыт показывает, что религиозная
литература снижает стойкость масс в борьбе с внешним врагом».
В глазах церкви Альфред Розенберг являл собой антихриста во плоти. Лишь
немногие отцы церкви знали, что к жестким мерам по отношению к религии его
принуждает не столь известный широким массам Борман. Очередное письмо Бормана
Розенбергу (от 22 февраля 1940 года) не оставило бы у священников, попади оно к
ним в руки, никаких сомнений по поводу того, кто же являлся их самым опасным
оппонентом. В разделе «Инструкция о религиозном образовании в школах» Борман
поясняет, почему следует отвергнуть компромисс с христианским вероучением и
какой тактики надлежит придерживаться, чтобы разгромить церковь. Причиной для
составления инструкции стало появление слухов о совместной работе Розенберга и
епископа Мюллера над программой религиозного образования в школах.
Нет необходимости говорить, что за долговременными проблемами Борман не
забывал о текущих делах, не упуская случая доставить неприятности церкви.
Альберт Шпеер, возглавлявший программу реконструкции столицы третьего рейха,
вступил с клиром в переговоры о строительстве церквей в новом районе Берлина.
Дело кончилось тем, что Борман объявил ему строгий выговор и запретил
заниматься этими проектами. Впоследствии, когда города стали подвергаться
первым бомбежкам, некоторые ретивые гауляйтеры поспешили снести церкви,
получившие повреждения. Шпеер, объявивший эти руины «ценными историческими
памятниками», просил Бормана остановить эпидемию разрушений, предоставив фюреру
принимать решения о планах реконструкции городов. А несколько месяцев спустя,
когда Шпеер вновь получил выговор от шефа партийной канцелярии [255] за большой
расход дефицитных строительных материалов на восстановление церквей, придворный
архитектор фюрера вновь использовал формулировку «национальные памятники
исторического и художественного значения». Мартину пришлось отступить:
во-первых, в этом он ничего не смыслил (впрочем, подобные соображения его
обычно не сдерживали); во-вторых, активно вмешиваться в вопросы архитектуры, в
которой Гитлер считал себя высшим авторитетом, было рискованно.
Гитлер все откладывал начало наступления на Западном фронте, и конец 1939
года и первый квартал следующего Борман почти непрерывно разъезжал с ним на
поезде между Мюнхеном, Берлином и Оберзальцбергом. На Рождество они посетили
войска Западного фронта, где и отметили праздник при свечах и с рождественской
елкой — то есть, по сути, почтили основателя преследуемой ими религии в
соответствии с христианскими же традициями.
В первые, относительно спокойные, месяцы 1940 года Борман вновь занялся
вопросами, связанными с христианской верой и церковью. Гитлер, дав вермахту все
необходимые указания, мог больше времени уделить партии. Приглашая лидеров
НСДАП на полуофициальные обеды (гостей угощали яствами из лучших ресторанов),
фюрер поручал каждому конкретную задачу. Он, наконец, позволил партийному суду
продолжить дело против Штрайхера. Розенберг, мечтавший после войны возглавить
«нацистское вероисповедание», получил задание разработать программу создания
институтов для изучения особенностей и проблем национал-социализма. Лею выпало
подготовить всеобъемлющую систему социального обеспечения людей пожилого
возраста. Причем «соратники по [256] партии», не доверяя друг другу,
предпочитали не откровенничать на эти темы между собой.
На одну из таких бесед, состоявшуюся в конце января 1940 года, были
приглашены Гесс, Розенберг, Ламмерс и, конечно, Борман. Кто-то поведал историю
о капитане торгового судна, который после долгого перерыва вновь оказался в
Одессе и подивился, заметив, что в отличие от предыдущих посещений среди новых
советских чиновников не было ни одного еврея. Гитлер предположил, что, если
именно в этом состояла новая политика Советов, такая тенденция могла бы
привести к ужасным погромам, и тогда Запад в конце концов обратился бы к нему с
просьбой обеспечить защиту прав человека на Востоке. Собравшиеся сочли эту идею
очень забавной, а особенно громкий взрыв хохота вызвала фраза хозяина о том,
что в этом случае, избрав себя президентом лиги по защите евреев,
исполнительным секретарем он назначил бы Розенберга. Продолжая беседу, Гитлер
рассказал о выпущенном в Советском Союзе короткометражном фильме, критиковавшем
|
|