|
году, также перешел под опеку Бормана, которому предстояло многое сделать в
Линце. Фюрер вознамерился превратить город, в котором прошли его школьные годы,
в «новую жемчужину Дуная». К реализации этих великих замыслов привлекли цвет
архитекторов третьего рейха — Германа Гесслера, Родерика Фика и Альберта Шпеера.
Гитлер собственноручно готовил эскизы представительских зданий. Средства на
работы шли, естественно, из фонда Бормана, откуда, по распоряжению фюрера,
финансировались и затраты на собрание картин для городского музея
изобразительного искусства.
Но были и такие детали, о которых жителям Линца помнить не следовало:
например, об истории амурных похождений отца фюрера, трижды женатого [208]
Алоиза Гитлера. Еще были живы члены достаточно респектабельных семей из
пригорода Шпиталь, которые могли бы поведать кое-что о семейных тайнах. После
аншлюса особенно рьяные журналисты попытались «раскопать» сенсационные
материалы, но им вообще запретили что-либо публиковать.
Однажды Гитлеру сообщили, что на одном из домов в Шпитале, где в юности
он действительно прожил некоторое время у своего дяди, появилась мемориальная
табличка. Взбешенный, Гитлер первым делом позвонил Борману и, шипя от злости,
приказал немедленно снять табличку и принять меры к тому, чтобы его имя никогда
не упоминалось в связи с этой деревней.
В последний раз Гитлер виделся со своими знакомыми из Шпиталя в 1918 году
во время отпуска. Начав политическую карьеру, он стал отдаляться от свидетелей
своего прошлого. Чем успешнее шли его дела, тем больше становилась пропасть
между ним и его родственниками. Гитлер считал контроль за своими родственниками
особенно тонким и конфиденциальным делом, ибо стремился, чтобы люди как можно
реже вспоминали об их существовании.
Религия, основанная на доброте, милосердии и вере в Бога, противоречила
стремлениям диктатора, который не желал ограничивать себя какими-либо
принципами. Впрочем, притеснению христиан находились и иные причины. Для
фанатичных антисемитов непростимый грех христианства состоял уже в том, что
корнями своими оно уходило в иудаизм. Да и среди бесхитростных христиан
бытовало убеждение, что «евреи распяли нашего спасителя». Борман не придавал
особого значения всей этой аргументации, ибо он вообще не давал себе труда
задуматься над [209] причинами своей ненависти к евреям. Достаточно было
бесконечно повторявшегося, словно заклинание кружащего в магическом танце
тибетского монаха, партийного лозунга «Евреи — вот причина наших несчастий».
Как партийный функционер, вышедший из самых низов, он хорошо знал и
поддерживал все выдвинутые против евреев обвинения: «вшивые торгаши с Востока»,
«еврейские эксплуататоры с Уолл-стрит», сионисты и ассимилированные евреи
либеральной партии, Талмуд и учение Карла Маркса, — абсурдное нагромождение,
призванное доказать существование некоего всееврейского заговора с целью
захвата мирового господства. Бормана не интересовало «научное обоснование»
расовой политики нацистского режима. Все, что Мартин знал о расах, он почерпнул
из «Штурмер» и «Фелькишер беобахтер». О своей принадлежности к антисемитской
организации (в начале двадцатых годов) он упоминал в анкетах лишь для того,
чтобы подтвердить свой статус «старого борца». Впервые Борман соприкоснулся с
практикой нацистского расизма, когда понадобилось принять меры, чтобы помешать
евреям менять фамилии (одновременно возникла сопутствующая проблема: как быть с
«арийцами», фамилии которых походили на еврейские?).
Во многих (особенно крестьянских) семьях, в «чистоте» немецкой крови
которых сомневаться не приходилось, сохранилась давняя христианская традиция
нарекать детей именами из Ветхого Завета. Следовало ли заранее оградить их от
подозрения в принадлежности к племени «детей израилевых»? Истинный прагматик и
прожженный бюрократ, Борман сразу предложил соответствующий способ: узаконить
правило, согласно которому в личных документах каждого еврея к имени надлежало
добавить обязательное дополнительное имя, в качестве которого он предложил
использовать [210] «Ид» — от названия еврейского языка идиш{31}.
Следует отметить, что до войны антисемитская деятельность Бормана была не
столь заметной по сравнению с «вершениями» некоторых других нацистских лидеров:
в проведении этой кампании Борман, верный правилу «всегда держаться в тени»,
оставил сомнительную громкую славу своему другу Гиммлеру и его тайной полиции
гестапо, долгое время умело скрывавших свою непопулярную деятельность за
завесой полной секретности. Борман вновь активно включился в дело лишь после
того, как обнаружил лазейку, которая позволяла евреям ускользнуть от пресса
антисемитского законодательства: он вдруг осознал, что правительственные
чиновники по-прежнему обращаются за помощью к еврейским докторам и покупают
лекарства у еврейских фармацевтов. Рейхсляйтера НСДАП более всего шокировало то,
что государство косвенно обеспечивало последним субсидии в виде компенсаций,
выдаваемых служащим на лечение. Министр внутренних дел немедленно выпустил
приказ о запрещении финансирования евреев за счет средств налогоплательщиков. В
этот всеобъемлющий список попали даже еврейские похоронные агентства.
Борман не участвовал в погромах и расправах над евреями. Однако
невозможно поверить, будто он ничего не знал о подробностях «спонтанных» акций
(нет сомнений, что в действительности они были заранее спланированы и продуманы
до мельчайших деталей). [211] Непосредственными исполнителями этих преступлений
были члены СА, СС и группы политических лидеров, нарядившиеся в одежды уличных
хулиганов. Геббельс, Гиммлер и ставший впоследствии шефом службы безопасности
Рейнхард Гейдрих плели паутину террора с ведома Гитлера, без согласия которого
они никогда не решились бы на осуществление «операций», заставивших мир
содрогнуться от ужаса. Другими словами, «левая рука» Гитлера — Борман обрел все
атрибуты «правой руки» несколько позже — была хорошо осведомлена об этих
|
|