|
родители — все пути открыты для вас. Не ленитесь, воспользуйтесь ими"*1.
По самым скромным стандартам, Дэвид и Айда сами этими возможностями так
и не воспользовались. Но зато все свои надежды они вложили в своих сыновей. Они
учили их таким простым добродетелям, как честность, самостоятельность, прямота,
вера в Бога и целеустремленность. Они хотели, чтобы сыновья преуспели за
пределами Абилина и даже всего штата Канзас. Они сумели передать детям
убеждение, которое позднее один из них описал как уверенность в том, что "если
вы останетесь дома, то всегда будете чувствовать себя детьми"*2.
Семья Эйзенхауэров была очень благочестива. Трижды в день они преклоняли
колени для молитвы. Перед каждой трапезой Дэвид читал отрывки из Библии и
просил благословения. После еды мальчики мыли посуду, а потом собирались вместе,
и Дэвид читал им отрывки из Библии. "Наконец наступало время отхода ко сну, —
вспоминал Эрл. — Отец вставал и начинал заводить настенные часы. Тиканье этих
часов было слышно по всему дому. Если отец начинал заводить часы, значит, пора
было укладываться спать"*3.
В течение дня мальчики почти не видели своего отца, который работал в
маслобойне с шести утра до шести вечера. "Мать играла в нашей жизни главную
роль", — вспоминал Дуайт*4. Она следила за их занятиями, готовила пищу,
покупала и чинила им одежду, зализывала их раны, хвалила за успехи и создавала
в доме хорошее настроение. Милтон, самый младший из братьев, говорил: "Отец и
мать дополняли друг друга. Мать обладала характером, она была человеком
радостным и счастливым. Отец был воплощением долга"*5.
В семье, где росли шестеро мальчиков, соперничество было неизбежным. Кто
лучше всех справится с той или иной задачей? Кто пробежит быстрее всех? Выше
всех прыгнет? Поднимет самый большой вес? Выразительнее всех прочтет отрывок из
Библии? Мальчики соперничали ежедневно в самых разных делах. Дэвид и Айда
поощряли это соперничество, развивали в детях желание быть первым. Пуще всего
каждый из них боялся прослыть слабаком, и поэтому они постоянно дрались между
собой, чтобы выяснить, кто сильнейший.
Однажды Айда готовила еду на кухне. Дуайт и Эдгар затеяли возню на полу.
Вскоре старший и более крепкий Эдгар уже сидел на Дуайте и колошматил его.
— Сдаешься? — кричал Эдгар.
— Нет! — с трудом переводя дыхание, отвечал Дуайт. Тогда Эдгар схватил
Дуайта за волосы и начал бить его головой об пол. Эрл бросился помогать Дуайту.
Айда, не отрываясь от плиты, резко бросила Эрлу:
— Оставь их в покое!*6
Дэвид воспитывал своих сыновей так, чтобы они могли постоять за себя в
стычках между собой, да и с другими мальчишками тоже. Дуайт вспоминал, что отец
не терпел, чтобы его сыновей обыгрывали в игры, а уж тем более били другие.
Однажды, возвращаясь с работы, Дэвид увидел, как Дуайт бегает от мальчишки,
своего сверстника.
— Почему ты позволяешь ему гонять тебя, как зайца? — спросил отец.
— Потому что, если я начну с ним драться, — ответил Дуайт, — ты меня
выпорешь и за победу, и за поражение.
Дэвид тут же потребовал:
— А ну-ка, гони его отсюда.
Дуайт так и сделал*7.
Главная особенность Абилина 1890-х годов состояла в том, что он был
типичным небольшим городишком Среднего Запада; для молодого Дуайта это означало,
что город лишь закреплял полученное в семье. Во-первых, основной упор делался
на самостоятельность. Контакты с внешним миром были минимальными. Отношения с
правительством ограничивались уплатой нескольких налогов одной стороной и
оказанием кое-каких услуг на местном уровне — другой. Город сам оплачивал свои
школы. Семьи сами заботились о своих больных, безумных, калеках, престарелых
или же просто невезучих. Полиции в городе не было, поскольку для городка с
населением менее четырех тысяч, где все друг друга знали и все друг другу
доверяли, в этом нужды не было.
Работали много и продуктивно. На размышления и переживания время не
тратили. В Абилине работал каждый, большинство занималось тяжелым физическим
трудом. Безделья, даже среди детей, город практически не знал. Самые маленькие
помогали по дому; дети от восьми до четырнадцати лет работали от случая к
случаю, подростки постарше имели постоянную работу.
Абилин был консервативным городом в социальных, религиозных и
политических вопросах. Все жители были христианами, выходцами из Европы, почти
все голосовали за республиканцев. Всех объединяло чувство общности, деления
мира на "нас" (жителей Абилина, графства Дикинсон и, в какой-то степени, штата
Канзас) и "их" (остальной мир). Абилин чем-то напоминал большую семью, давая
своим жителям чувство безопасности. И угроза этой безопасности исходила не
изнутри, а извне, чаще всего в виде дурной погоды или снижения цен на
производимые товары.
Мужчину оценивали по тому, насколько прилежно он трудился и насколько
аккуратно оплачивал счета, женщину же отмечали по тому, как она ведет свое
хозяйство. Считалось, что успех мужчины всецело связан с его доходами и что
неудачники могут винить только самих себя. "Мы находились в политической и
экономической изоляции, — вспоминал Милтон. — Таковым же было и наше
мироощущение. Самостоятельность — вот как звучало ключевое слово, ценились
инициатива и ответственность; о радикализме никто и не слыхивал"*8.
Мальчишкам Эйзенхауэрам Абилин казался идеальным местом. Там, в
обстановке дружеской терпимости к мальчишеским шалостям, было где испытать себя
и развить физически. В 1947 году Дуайт Эйзенхауэр с неподдельной теплотой
|
|