|
взяться и за Адама Смита. Помню разгоревшиеся споры вокруг теории трудовой
стоимости. Студент 3-го курса Манукян отстаивал взгляды австрийского
экономиста Бем-Баверка, который выдвинул "теорию предельной полезности". Для
неподготовленного человека эта работа была более доступна, нежели теория
прибавочной стоимости Маркса.
Я обратился за помощью к профессору нашего курса Ашоту Иоанесяну. Мне
было известно, что он - подготовленный марксист, доктор наук, получивший
образование в Германии. Он дал мне австрийский журнал "Маркс штудиум", в
котором была опубликована статья на эту тему. С помощью словаря я одолел ее.
Кстати, должен сказать, что Ашот Иоанесян после победы Советской власти
стал секретарем ЦК Компартии Армении. Пройдя через репрессии 30-х годов, он
выжил и стал действительным членом Армянской академии наук, вел большую
научную работу в области истории армянской общественной мысли.
В свое время он оказал всем нам, и мне в частности, большую помощь,
познакомил с Геворгом Атарбекяном - членом большевистской партии, который
жил тогда в Эчмиадзине, с тем самым Атарбекяном, который впоследствии
прославился в борьбе с контрреволюцией в 1918-1919 гг. на Северном Кавказе.
Все эти встречи и знакомства со старыми, опытными и образованными
марксистами во многом способствовали нашему росту - тогда еще очень молодых
коммунистов.
Мой товарищ по академии Погосян отлично владел грузинским языком. Я
попросил его научить меня читать, писать и говорить по-грузински, считая,
что это может очень пригодиться мне в предстоящей революционной работе. В
течение нескольких месяцев я так усердно занимался с Погосяном, что мог уже
без большого труда читать на грузинском языке газеты, которые выписывал мой
товарищ.
Потом мы условились с Товмасяном из Шуши, что он, работая над
совершенствованием своих знаний в азербайджанском языке, будет обучать этому
языку и меня. Впоследствии это пригодилось мне в практической работе.
Ректором нашей академии был отец Гарегин - человек лет сорока пяти, ниже
среднего роста, с симпатичным лицом и красивой бородой. Он был очень
спокойный и уравновешенный человек. Ректор решил заинтересовать нас
письменностью и древнеармянской литературой. Пригласил нас как-то в
монастырь, где хранились древние рукописи. То, что мы там увидели, нас
поразило. Мы не представляли, что у армян существует такое ценное собрание
старинных рукописей, с необычайной красотой и любовью написанных на
папирусах, пергаментах и коже, богато иллюстрированных талантливыми
художниками. Поражало разнообразие и свежесть красок. Мы искренне
благодарили ректора за то, что он все это нам показал и дал при этом
подробные и интересные пояснения. Все эти богатства теперь находятся в
Матенадаране - известном хранилище древних рукописей в Ереване.
Помню, как-то зимой ректор зашел к нам и сказал, что в воскресенье
состоится богослужение, которое будет совершать сам Католикос Георг V. Все
мы обязаны были там присутствовать. Мы чинно отстояли на богослужении, но
когда в конце подошла наша очередь целовать руку у сидевшего на троне
Католикоса, мы - как и уговорились заранее - подойдя к нему, вежливо
поклонились и, не прикоснувшись к его протянутой руке, отошли в сторону.
В стенах академии начались пересуды. Раздавались голоса о нашем изгнании
из академии. Другие считали, что если все раскроется и царской полиции
станет известно, что в духовной академии существует очаг большевизма, то это
послужит поводом для закрытия академии; они предлагали шума по этому поводу
не поднимать. Так это дело и было замято.
Может быть, здесь уместно сказать, что второй раз в своей жизни я
встретился с Католикосом армянской церкви много лет спустя, совсем уже в
иных условиях. В 1958 г. я был в Ереване на встрече с избирателями перед
выборами в Верховный Совет СССР. Руководители республики устроили прием в
Большом зале.
Я заметил в конце зала нескольких духовных лиц. Мне сказали, что это
новый Католикос всех армян Вазген I со своей свитой, что он образованный и
умный человек, хорошо относится к Советской власти и пользуется уважением не
только среди наших, но и зарубежных армян.
Я налил бокал вина и вместе с руководителями республики пошел через весь
зал к этой группе. Подойдя к Католикосу, я поздоровался и, улыбаясь, сказал
в шутливом тоне, что чувствую за собой какую-то вину перед армянской
церковью, поскольку я не оправдал ее надежд и усилий, потраченных на мое
обучение. "Говоря на экономическом языке, - сказал я, - из меня, студента
армянской духовной академии, получился "брак производства".
Все рассмеялись. Католикос улыбнулся и сказал: "Вы ошибаетесь! Мы не
только этим не огорчены, но даже гордимся тем, что такой человек, как вы,
вышел из стен нашей академии. Побольше бы нам такого "производственного
брака"!
В конце 1916 г. Ашот Иоанесян сообщил нам, что на днях созывается
нелегальное межпартийное совещание, на котором будет обсуждаться аграрный
вопрос и перспективы его разрешения в условиях Эриванской губернии. Ашот
советовал всей нашей группе принять участие в этом совещании. Мы охотно
согласились.
Помню, что собрались мы вечером в каком-то мрачном, полуподвальном
помещении. Присутствовало человек около тридцати. Там были меньшевики, эсеры
и большевики.
|
|