|
ает он против такого близорукого и огульного вывода. Он
покрывает своим голосом эти вопли.
Колхозы нерентабельны? С ними происходит то же самое, что было в 1920 году с
заводами, – они еще станут рентабельными (впрочем, многие рентабельны уже и
сейчас). «На рентабельность нельзя смотреть торгашески, с точки зрения данной
минуты. Рентабельность надо брать с точки зрения общенародного хозяйства в
разрезе нескольких лет. Только такая точка зрения может быть названа
действительно ленинской, действительно марксистской».
Вот почему это – сталинская точка зрения.
И Сталин отчитывает пораженцев, «людей в футляре» – справа, «болтунов» –
«слева», руководителей, отстающих от жизни. Так, он беспощадно критикует
деревенских коммунистов за то, что они не сумели принять необходимые меры,
чтобы в 1932 году, когда урожай был хорош, крестьяне сначала сдали хлеб
государству и только после этого начали более для них выгодную продажу хлеба на
колхозном рынке.
Он критикует даже Совет народных комиссаров, который хотя и дал необходимые
директивы, но, по мнению Сталина, не провел их достаточно настойчиво и крепко.
Результаты коллективизации превосходны, – констатирует он, – но было бы
глубочайшей ошибкой воображать, что теперь дело уже можно предоставить самотеку.
Остаются еще большие трудности …
Надо следить, чтобы крестьянин не сваливал работу на товарищей по колхозу (это
ведь не рабочий с его дьявольским напором). «Центр тяжести ответственности за
ведение хозяйства переместился теперь от отдельных крестьян на руководство
колхоза … Это значит, что партия … должна теперь взять в свои руки руководство
колхозами …».
Бывает, что у партийных организаций нет достаточной связи с крестьянством.
«Сидят люди в канцеляриях и самодовольно скрипят перьями, не замечая, что
развитие колхозов идет мимо бюрократических канцелярий».
Бывает, что коммунисты почивают на лаврах. Они переоценивают колхозы. Они
«превратили их в икону». И после того, как Сталин в свое время выступал против
сторонников ликвидации колхозов, он теперь энергично указывает на другую
сторону дела: «Они решили, что коль скоро даны колхозы, как социалистическая
форма хозяйства, – то этим уже дано все …».
Но, – подчеркивает Сталин (показывая на этом частном факте суть марксистской
самокритики), – колхозы, подобно советам, представляют лишь форму организации,
правда, социалистическую, но все же форму организации. Все зависит от
содержания. В 1917 году советами руководили меньшевики и эсеры. Советы, но без
коммунистов – вот какой лозунг выдвигал глава русской контрреволюции – Милюков.
Колхозы, как форма организации, представляют некоторые удобства для временного
использования их контрреволюционными элементами, вынашивающими лозунг: «Колхозы
без коммунистов».
«Мы … продолжаем, – говорит далее Сталин, – вести старую тактику упрощенной
борьбы с кулачеством, тогда как она, эта самая тактика, давно уже устарела».
Борьба приняла новые формы. Если некоторые колхозы недостаточно развиваются,
если плохо прошли хлебозаготовки, то виноваты здесь не крестьяне, а коммунисты.
Многими колхозами «руководят шляпы, правда, с партийным билетом в кармане, но
все же шляпы».
Сталин не дает спуску ни «вельможам», которые ждут, чтобы все уладилось само
собой, ни «честным болтунам», «способным потопить в болтовне любое живое дело».
Он передает свой разговор с одним «очень уважаемым товарищем», местным
работником.
Прослушаем эту сценку:
«Я: Как у вас обстоит дело с севом?
Он: С севом, товарищ Сталин? Мы мобилизовались.
Я: Ну; и что же?
Он: Мы поставили вопрос ребром.
Я: Ну; а дальше как?
Он: У нас есть перелом, товарищ Сталин, скоро будет перелом.
Я: А все-таки?
Он: У нас намечаются сдвиги.
Я: Ну; а все-таки, как у вас с севом?
Он: С севом у нас пока ничего не выходит, товарищ Сталин».
Несмотря на мелкие камни преткновения, ощутимые результаты накапливаются, и
лицо полей уже не то, что прежде. Пусть оно меняется не так быстро, как хотели
бы мы, вдохновляемые энтузиазмом, жаждой будущего, – но оно меняется.
Изменилось и лицо самой деревни. Сталин говорит: «Старая деревня с ее церковью
на самом видном месте, с ее лучшими домами урядника, попа, кулака на первом
плане, с ее полуразваленными избами крестьян на задним плане – начинает
исчезать. На ее место выступает новая деревня с ее общественно-хозяйственными
постройками, с ее клубами, радио, кино, школами, библиотеками и яслями, с ее
тракторами, комбайнами, молотилками, автомобилями. Исчезли старые знатные
фигуры кулака-эксплуататора, ростовщика-кровососа, купца-спекулянта,
батюшки-урядника. Теперь знатными людьми являются деятели колхозов и совхозов,
школ и клубов, старшие трактористы и комбайнеры, бригадиры по полеводству и
животноводству; лучшие ударники и ударницы колхозных полей».
Исчезли, остались лишь на картинах и на оперной сцене разноцветные, блистающие
золотом церкви, ослеплявшие бедное людское стадо; исчезли грязные, как хлев,
улицы и площади, непроезжие дороги, где время от времени показывались телеги,
запряженные лошадью под дугой. Исчезли жирные, отъевшиеся паразиты,
чувствовавшие себя в этой обстановке, как дома: вызывающе одетый по-старинному
барин, который после большого переезда вылезал из саней, окруженный
белоснежными борзыми аэродинамической формы; исчез безжалостный кулак, исчезли
мундиры, – лакеи в раззолоченных ливреях наверху, тюремные надзиратели внизу;
исчезли люди в рясах, их ханжеские рожи и льняные бороды.
С этим покончено. Теперь – кругом простор и механизация, а живут и
распоряжаются люди в блузах, с открытыми, решительными, счастливыми и гордыми
лицами. [21]
Начинают уже появляться такие передовые колхозы (например в
Кабардино-Балкарии), где мы видим геометрические формы, несомненно
приближающиеся к буд
|
|