|
щему агро-городу: большой полукруг площади, примыкающий к
проезжей дороге, а от него лучами расходятся улицы, разбивающие всю деревню на
специализированные сектора: тут – сараи и силосные башни, там – тракторы и
автомобили, здесь – школы и технические службы … Словом, рационализированная
архитектура «города-деревни». Все это несколько напоминает половину огромной
розетки с неясно очерченными краями.
Советская деревня совершенствуется, хотя и не без борьбы, – и перед нашим
взглядом возникает другая огромная страна, страна, придавленная самым развитым
капитализмом, – Соединенные Штаты. Там посевы пшеницы сократились на 10 %.
Общая стоимость сельскохозяйственной продукции упала с 11 миллиардов долларов в
1929 году до 5 миллиардов долларов в 1932 году. За два года стоимость ферм
(угодий и машин) снизилась на 14 миллиардов долларов. Имущество 42 % всех
земледельцев заложено, и если в 1932 году властями было выгнано из родных домов
только 258 000 фермеров, то это потому, что фермеры восставали с оружием в
руках.
А Национальная администрация по восстановлению (NRA), эта мозговая эманация
капитализма, не видит никакого выхода кроме земледельческого мальтузианства,
кроме самоубийства: сократить посевную площадь на 8 %, премировать фермеров,
оставляющих поля необработанными, премировать хлопковых плантаторов,
уничтожающих от 25 до 50 % своего урожая. Над плантациями проносится
опустошительный ураган: радость, национальная победа!
Французские газеты сообщают, что виноделам Шампани «угрожает» хороший урожай …
И там, и здесь единственный выход – наводнение, заморозки, град, филлоксера!
Мы уже говорили о чудовищном уничтожении бразильского кофе. Такие приемы
граничат с безумием и преступлением, мимо них нельзя пройти, не содрогнувшись.
За последние годы они получили необычайное распространение. Это – не отдельные
изолированные случаи, а настоящий метод капиталистического хозяйства.
По примеру системы премий за разрушение и обеспложивание, практикуемой в
американской промышленности и сельском хозяйстве, Франция тоже вводит
официальное запрещение некоторых пород винограда, дающих особо богатый сбор,
запрещение усовершенствованных методов в общественных работах (в некоторых
крупных контрактах оговорено воспрещение пользоваться экскаваторами). Г-н Кайо
в своем «Капитале» указывает средство для преодоления кризиса: ограничить и
воспретить использование утиля.
Чтобы двигать прогресс, вернемся к средневековым орудиям!
Одно и то же зрелище, жуткий фарс смерти повторяется перед вами на всех концах
земного шара, во всех областях труда. В департаменте Сены и Уазы, – а также и в
других департаментах, – косят зеленую пшеницу. В департаменте Восточных
Пиренеев, – а также и в других департаментах, – целые возы фруктов
выбрасываются на свалку. В Ломбардии – и только ли там? – крестьяне сжигают
шелковичные коконы. Повсюду идет всесожжение злаков: люди сеяли зерно, чтобы
заботливо выращивать хлеб, – теперь они убивают его и закапывают в землю.
Убивают и хоронят целые гектары свеклы, целые стада коров и свиней. В
американские (и не только американские) реки выливаются потоки молока. Суда,
набитые рыбой, выбрасывают свой груз в море. На предприятиях «Дженерал Моторс»
тысячи новеньких, полностью оборудованных автомобилей сплющиваются и дробятся в
куски чудовищными специальными машинами.
И эти рассчитанные катастрофы, эти бесчисленные казни совершаются в тот момент,
когда все эти уничтожаемые блага где-то нужны, когда люди массами умирают с
голоду, когда в Китае и Индии сотни миллионов человеческих существ питаются
травой или древесной корой, когда те самые страны, где идет это массовое
уничтожение пищи и промышленных изделий, кишат безработными и недоедающими.
Последний итог капитализма: он убивает природу, он убивает вещи. Нет более
позорного обвинения общественному строю, чем это грандиозное самоистребление,
этот вопль – повернуть мир назад, возвратить человека к варварству!
Мыслимы ли такие зловещие нелепости в СССР, где всякий избыток продуктов
автоматически направляется туда, где эти продукты нужны? «У нас, в СССР,
виновников таких преступлений, – заявил Сталин, – отправили бы в дом
умалишенных».
Возвращаясь к Советскому Союзу и переходя от вещей к людям, – а события часто
получают начало и всегда получают направление именно от людей, – мы видим, что
его огромный, необозримый прогресс, его достижения завоеваны силою совершенно
исключительного воодушевления. Энтузиазм, порожденный идеей, создал
сверхрезультат. Социалистическое соревнование оказалось тем мощным «невесомым»,
которое решило успех.
Советские рабочие – такие же люди, как и все другие. Но, как я уже говорил, у
них не те головы, у них не те руки, что у рабочих капиталистических стран; ибо
при капитализме рабочие все время борются против своих хозяев, а в Советской
стране – работают на себя. Чувство гордости и радости, сияющее на лицах
советских рабочих, – вот та «перемена», которая больше всего поразила Горького,
когда он в 1928 году вернулся после долгого отсутствия в Советский Союз. «Вот
что сделали социалистические рабочие!» – эти слова необычайно часто (и с какой
гордостью!) произносятся в рабочей среде при виде достижений, которые теснятся
вокруг, опираются друг на друга и разрастаются с художественно организованной
кинематографической быстротой на необъятном пространстве бывшей России в то
время, как жизнь мира почти остановилась в своем движении.
Радость и гордость охватывают этих людей при мысли о том, что их усилия
увенчались успехом. В радость жизни они внесли новый, более обоснованный и
глубокий смысл. Радость жизни по
|
|