|
люди, – незначительное меньшинство, которое возражает и не соглашается.
Итак, юноша всматривался и слушал.
Грузия, вместе с Арменией и Азербайджаном, составляет Закавказье или Южную
часть Кавказа, расположенного между Черным и Каспийским морями. После очень
долгой и очень героической самостоятельной истории Грузия (последний форпост
христианства перед лицом мусульманской Турции) потеряла независимость и в
начале XIX века оказалась одной из окраин Российской империи. Царский Петербург
всячески стремился лишить страну национальных особенностей, русифицировать ее;
так он поступал со всеми разбросанными частями своего огромного имперского
агломерата, – такова вообще традиционная политика всех великих держав по
отношению к колониям и аннексированным областям. Сначала метрополия
проглатывает страну, а затем пытается переварить, ассимилировать ее, пользуясь
для этого всеми средствами насилия, жестокостями и преследованиями. (В русской
части империи царь довольствовался тем, что целиком лишал ее свободы и какого
бы то ни было просвещения). Управлять другими национальностями, как, например,
грузинами, для царя означало – угнетать их. Можно сказать, что в те времена
кавказские народности пользовались только одним правом – правом быть судимыми.
Они имели лишь одну свободу – свободу стонать, да и то только по-русски. При
таком порядке вещей – в колонии, попросту прицепленной к территории
господствующей русской национальности, естественно возникало националистическое
движение с конечной целью освобождения Грузии. Вопрос осложнялся тем, что не
только в Закавказье, но и в самой Грузии жило очень много разных народов. Тут
были и грузины, и армяне, и тюрки, и евреи, и курды, и несколько десятков
других национальностей – и вся эта пестрая масса одинаково угнетаемых царских
подданных жила в постоянных раздорах. При первой же возможности эти народы
набросились бы не только на своего петербургского тюремщика, но – при том с еще
большей яростью – и друг на друга.
Помимо старого сепаратизма, оформлявшегося в довольно сильную партию
«федералистов», существовало и социалистическое движение.
Все волны великого освободительного движения, какие только проходили по России,
довольно скоро получили свое отражение и на Кавказе.
После позорного провала Крымской кампании 1856 года (война всегда вспахивает
народ до самых глубин) началось движение против царизма, задержавшего Россию в
своеобразном состоянии привилегированного варварства, которое резко отличало ее
от Западной Европы. Благонамеренная либеральная буржуазия набожно взирала на
свет с Запада.
Ее стремления были удовлетворены реформами 1860—1869 годов; отменой
крепостного права, созданием земств, реорганизацией судов. Но как ни
сенсационны были по внешности эти реформы, в конце концов выяснилось, что
серьезных изменений они не внесли. Отмена крепостного права была вызвана отнюдь
не соображениями справедливости; в основе ее лежали, с одной стороны,
соображения финансового порядка, с другой – интересы крупных помещиков и,
наконец, с третьей – политический расчет: как бы освобождение крестьян «не
началось само собою снизу» (слова самого царя). Из всего этого обмана и
разочарования родилось сильное так называемое народническое движение. Нам не
нужно, – говорили народники, – гипнотизировать себя примером Запада; надо,
наоборот, вернуться к специфически русским формам, каковы мир (деревенская
община) и артель. Этим путем русский народ достигнет социализма, «минуя муки
капитализма». Расцвет народничества («Земля и воля», «Народная воля» и т. д.)
приходится на период 1870—1881 годов, когда народники, которых в Европе
называли нигилистами, атаковали самодержавие Зимнего дворца бомбами и
террористическими покушениями. Но репрессии, последовавшие за убийством
Александра II (1881), разгромили народнические организации. От них остались
лишь теоретики-литераторы.
В ранней юности Ленин посещал народнические кружки. Его старший брат,
Александр, был связан с «Народной волей»; в 1887 году он был повешен. Сестра
Ленина, Мария Ильинична, рассказывает нам, как ужасная весть о казни дошла до
семьи Ульяновых:
«Десятки лет прошло с тех пор, но и теперь я хорошо вижу выражение лица
Владимира Ильича в ту минуту и слышу его голос: „Нет, мы пойдем не таким путем.
Не таким путем надо идти“».
Этим новым путем был научный социализм, преемник старого идеала политической
свободы – всеобщего равенства и братства, отмены привилегий, – научный
социализм, созданный и разработанный в середине XIX века Карлом Марксом. Одна
из основных особенностей марксистского учения, очистившего старый социализм от
его смешных и опасных наивностей, это единство экономики и политики, социализма
и рабочего движения. В настоящее время необходимость такого единства кажется
нам вполне очевидной. Но это пришло не сразу; в свое время необходимо было
разобрать и распутать все, – выработать четкую и обоснованную теорию.
Социалистическое движение создало международную организацию. За Первым
Интернационалом, основанным Марксом и Энгельсом и заложившим идеологические
основы пролетарской борьбы, последовал Второй – он подготовил почву для
широкого, массового рабочего движения. Социалисты-марксисты, в отличие от
«социалистов-революционеров» и анархистов (последних оставалось немного, но это
были горячие головы), не признавали индивидуального террора. Эта слепая,
невежественная хирургия, в большинстве случаев не достигающая цели, для них
была делом чужим. Их дело – выявлять противоположность интересов труда и
эксплуататорского капитала, поднимать сознательность рабочих и, на прочной
|
|