|
средний служащий. Тут же играет маленький мальчик. Старший сын Яша спит в
столовой, – ему стелют на диване; младший – в крохотной комнатке, вроде ниши.
Покончив с едой, человек курит трубку в кресле у окна. Одет он всегда
одинаково. Военная форма? – это не совсем так. Скорее намек на форму – нечто
такое, что еще проще, чем одежда рядового солдата: наглухо застегнутая куртка и
шаровары защитного цвета, сапоги. Думаешь, припоминаешь … Нет, вы никогда не
видели его одетым по-другому – только летом он ходит в белом полотняном костюме.
В месяц он зарабатывает несколько сот рублей – скромный максимум партийного
работника (полторы-две тысячи франков на французские деньги).
У человека с трубкой немного суровое лицо рабочего. Не глаза ли – экзотические,
чуть-чуть азиатские – придают ему ироническое выражение? Есть у него что-то
такое во взгляде, в чертах лица, от чего он все время кажется улыбающимся. Или,
точнее – постоянно кажется, будто он сейчас рассмеется. Таким же был когда-то и
тот, другой. Не то чтобы взгляд был немного насмешлив, но глаза постоянно
прищурены. Не то чтобы нечто львиное в лице (хотя есть отчасти и это), но
выражение тонкого крестьянского лукавства. Он очень часто улыбается и смеется
от чистого сердца. Говорит он мало – он, умеющий три часа подряд беседовать с
вами по случайно заданному вопросу; умеющий так осветить любую проблему, что в
ней не останется ни одной неясной грани. Он смеется и даже хохочет гораздо
охотнее, чем говорит.
Вот он – величайший и значительнейший из наших современников. Он ведет за
собою 170 миллионов человек на 21 миллионе квадратных километров. Он
соприкасается в работе с множеством людей. И все эти люди любят его, верят ему,
нуждаются в нем, сплачиваются вокруг него, поддерживают его и выдвигают вперед.
Во весь свой рост он возвышается над Европой и над Азией, над прошедшим и над
будущим. Это – самый знаменитый и в то же время почти самый неизведанный
человек в мире.
Биография Сталина, – говорит Калинин, – является весьма важной частью рабочего
революционного движения в России.
Неотделимой его частью.
И как в Советском Союзе, так и здесь (на Западе) – всякий, кто мыслит, скажет
то же самое, теми же словами.
Грандиозна задача – воссоздать облик человека, так неразрывно слитого с
работой мирового значения, образ политического бойца, сквозь который видны миры
и эпохи. Следуя за ним по путям его жизни, мы вступаем на почву истории, мы
бродим по нехоженым дорогам, мы соприкасаемся с еще неопубликованными главами
библии человечества. Документы стекаются, нагромождаются со всех сторон. Их
слишком много, и слишком многое открывается перед нами в этих обновленных
горизонтах. Приходится прорубаться сквозь факты и документы, приходится
постепенно расчищать просеки в этой еще горячей, взволнованной и живой
энциклопедии.
И тут мы попадаем в самую сердцевину величайшего вопроса не только нашего
времени, но и всех вообще времен: каково же будущее рода человеческого, так
измученного историей, какова та мера благополучия и земной справедливости, на
которую он может рассчитывать? На что в последнем, великом итоге могут
надеяться два миллиарда людей?
Этот вопрос возник из самых глубин человечества; он поднят, освещен и
поставлен в порядок дня несколькими современными преобразователями, желающими
изменить весь мир справедливым землетрясением; и человек, стоящий сейчас перед
нашим взором, является одним из них.
Революционер царского времени
Было это полстолетия тому назад, в 1879 году, в грузинском городке Гори,
который правильнее будет назвать не городком, а деревней. В домике на кирпичном
фундаменте, с кирпичными углами и деревянными стенами, под тесовой кровлей, в
домике, где спереди была дверь, а сзади вход в погреб, – родился мальчик. Его
назвали Иосифом. Окружающая обстановка не отличалась особой привлекательностью.
Перед домом – улочка, в буграх неровной мостовой; напротив – бараки с
асимметричными заплатами и торчащими печными трубами. Посреди булыжной мостовой
– сточная канавка.
У матери, Екатерины, прекрасное серьезное лицо и черные, охваченные темными
кругами, глаза, такие черные, что кажутся безбрежными. Даже на недавних
портретах это правильное лицо обрамлено, по древнему и суровому кавказскому
обычаю, квадратом черного платка. Отец, Виссарион Джугашвили, происходил из
деревни Диди-Лило и был по ремеслу сапожник. Он выполнял тяжелую работу на
обувной фабрике – неподалеку; в столице Грузии – Тифлисе. Теперь можно видеть в
музее истертую им жалкую табуретку, стянутую веревкой. Это был бедный,
малообразованный, честный хороший человек. Он отдал Иосифа в горийскую школу
(домик под деревьями, похожий на ферму), а потом и в тифлисскую семинарию, – то
есть сделал для сына действительно все, что только мог сделать при своих
средствах.
Дальше: «В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я
связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в
Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к
подпольной марксистской литературе».
Иосиф Виссарионович вглядывался в окружающий мир. Среди людей есть большинство,
признающее установленную власть; оно молчит и идет, куда ему велят. Это – та
самая толпа, о которой говорит Тацит; он же прибавляет, что именно благодаря
таким бессловесным гражданам и «можно делать все, что угодно». Но есть и другие
|
|