|
же убедительностью, возможно вообразить, какова польза, которую получают
ученики, когда в утренние часы его голос раздается без перерыву. И ведь не было
другого человека, настолько заботящегося о форме выражения, не считая поэтов,
ночь напролет перемарывающих какой-нибудь сонет, чтобы утром вновь найти его
непригодным. Странно, что находятся люди, недовольные подобной старательностью.
– Мы живописцы, а не ткачи; зачем отягощать себя излишними сведениями? – ворчал
ученик, которого недовольство скорее объясняется его скверным характером.
Другой, безоговорочно преданный Мастеру, протестовал:
– Ты был бы прав, если бы умение Мастера уступало его познаниям. Но посмотри на
драпировку, нарисованную за самое короткое время с одного разу и с таким
совершенством, что другому недостанет педели для этого. Однако, скажу тебе, –
добавлял он, огорчаясь, – я не всегда могу видеть связь между божественной
легкостью выполнения и всей этой премудростью.
Третий ученик тем временем помалкивал и улыбался; этому не больше четырнадцати
или пятнадцати лет, и он миловиден, как ангел.
Когда, круто изменив ход рассуждения, Мастер, подобно лютому зверю, набросился
на живописцев, одевающих фигуры в одежды своего века, хотя бы действие
происходило при наших праотцах, трудно сообразить, была ли тому какая причина
или никакой причины, а чистый произвол, игра воображения с памятью. Так или
иначе, если он принимался уничтожать и высмеивать какую-нибудь вещь, или обычай,
или дурную привычку, то как собака, которая, когда треплет старую обувь или
другой хлам, приходит в наибольшую ярость и распаляется от того, что
воображаемый ее противник не сопротивляется и молчит, Мастер до тех пор не
прекращал издевательства, покуда вещь эта не оказывалась полностью уничтоженной
или обстоятельства не вынуждали его умолкнуть внезапно.
– Я теперь вспоминаю, что в дни моего детства видел людей, у которых края одежд
от головы до пят и по бокам изрезаны зубцами. И это казалось такой прекрасной
выдумкой, что изрезывали зубцами и эти зубцы, и носили такого рода капюшоны, и
башмаки, и изрезанные зубцами петушиные гребни, выступающие из швов. В другое
время начали разрастаться рукава, и они были так велики, что каждый оказывался
больше всего костюма; потом начали обнажать шею до такой степени, что материя
не могла поддерживаться плечами; потом стали так удлинять одежды, что руки были
все время нагружены материей, чтобы не наступить на нее ногами. Потом одежды
стали такими короткими, что покрывали фигуру только до бедер и локтей, и были
столь узки, что причиняли огромные мучения и некоторые из них лопались, а
ступни ног были так затянуты, что пальцы ложились один на другой и покрывались
мозолями.
Тут надо сказать, что, как нередко бывает, Мастер сам отличается странностями,
которые жестоко высмеивает, находя у других. Недаром оборачиваются прохожие, с
удивлением смотря ему вслед, когда он путешествует в сильно укороченном платье
красного цвета, тогда как в Милане предпочитают длинные темные одежды,
приличные городу с развитою промышленностью и торговлей. Впрочем, если в Милане
принято также белье черного цвета, для стирки удобнейшее, а в Тоскане, напротив,
принято белое, – как доказать, что пристойнее? К тому же все, что касается
приличия и пристойности, относится исключительно к горожанам, но не к
обитателям и служащим Замка, где придерживаются другого обычая и не стесняются
причудливости покроя или какого бы ни было цвета платья.
Плавная речь Мастера внезапно была прервана появлением в дверях мастерской
человека с алебардою, вставшего на пороге широко и твердо, едва помещаясь под
притолокою, и все увидели его башмаки, настолько же длинные и узкие, как обувь,
которую высмеивал Мастер; и рукава камзола у этого с алебардою казались
надутыми воздухом, подобно хлопушкам, произрастающим в поле как бы нарочно ради
детской забавы, а штаны были скроены из кусков коричневой, синей и желтой
материи. Сверх того, одежда пришельца во многих местах была взамен пуговиц
перевязана тесемками, что придавало ей сходство с наволочкою; невозможно было
удержаться от смеха, увидав подобное чучело.
Человек с алебардою внезапно громко вскричал, сообщая, что флорентиец Леонардо
тотчас с ним вместе отправится в Замок для аудиенции.
4
Мускулы, приводящие в движение губы рта, более многочисленны у человека, чем у
какого-либо другого животного. И этот порядок вещей ему необходим для многих
действий, в которых губы беспрерывно упражняются, как, например, для
произношения четырех букв алфавита – k, f, m, p, для того чтобы свистеть,
смеяться, плакать и при тому подобных действиях, затем для необычных гримас,
которые проделываются шутами при передразнивании лиц.
|
|