|
скребками, протертые пастой из горного камня, какой пользуются ювелиры, кости
шли в дело. И тут Мастеру непременно помогал Зороастро, настоящее имя которого
Томмазо Мазино да Перетола. Поскольку же Томмазо выдавал себя за некроманта,
умеющего свободно беседовать с душами умерших, Леонардо шутя добивался, не
может ли он призвать тень Буцефала,[13 - Буцефал – имя любимого копя Александра
Македонского.] чтобы рассказать, как у него внутри все устроено. Зороастро
отвечал в этом же роде, и так, забавляясь и сами над собой подшучивая, они
собирали из лошадиных костей сочленения, как они прежде были составлены
природою при помощи суставов, и скрепляли их проволочными петлями и проволокою
же демонстрировали направление действия мышц. Однажды они собрали целиком
скелет и, скрытно к нему приспособив длинные веревочные тяги вроде вожжей, сами
спрятались на расстоянии и внезапно подняли тягами своего коня на дыбы, чем
сильно напугали Марко д'Оджоне.
– Остается посадить на эту страшную лошадь скелет герцога Франческо, – сказал
тот, оправившись от испуга.
Впрочем, подобный издевательский совет возможно было бы принять со всею
серьезностью, настолько Мастер заботился о демонстрации костей человека и всех
его движений при помощи моделей.
Сделай позвоночник шеи с его сухожилиями без головы наподобие мачты корабля с
его такелажем; стечение мускулов к позвоночнику поддерживает его в прямом
положении так, как ванты кораблей поддерживают свою мачту; и те же ванты,
привязанные к мачте, частично поддерживают борта кораблей, с которыми они
соединены. После чего сделай голову с ее сухожилиями, дающими ей движение на ее
оси.
Так же, полагал Леонардо, поворачивается корабельная рея, а именно посредством
канатов, которые матросы натягивают, приспосабливая паруса, чтобы забирали
больше воздуха; и все различие между кораблем и человеком не иначе в том, что
ветер желания возникает у человека в его душе, отвечая какому-нибудь
привлекательному для него предмету, и затем распространяется в мышцах.
В своих аналогиях Леонардо отчасти следовал древним: состоявший врачом при
гладиаторах знаменитый Гален называл руку инструментом для человека, точно,
говорил он, как лира для музыканта или клещи для кузнеца, и этот Гален при
возможности отыскивал в строении тела механический смысл. Позвоночник не мог бы
выдержать тяжести головы, сказано в его «Анатомии», если бы его с обеих сторон
не поддерживали сильные связки, которые греки называют тeнонтeс, то есть
тянущие. При всех сгибаниях шеи связки одной из сторон непременно бывают
напряжены и удерживают голову от западания дальше известной точки.
Такие вот проволоки или нити протягиваются через столетия, и когда кто-то давно
умерший трогает их, наука, действующая спустя много времени, этому откликается.
Имея в виду, что для их изумительной скульптуры грекам оказалось достаточным
наблюдать голых в гимназиях, а римлянам – в общественных банях, в то время как
вскрытия – что и составляет смысл слова анатомия – были строжайше запрещены,
следует думать, древние также практиковались в анатомии воображаемой, о чем
косвенно свидетельствует важность, какую они придавали чувству осязания. Так,
Аристотель настаивает, что в человеческом роде даровитые и недаровитые люди
различаются в зависимости от их осязания: люди с твердым и нечувствительным
телом, утверждает философ, не одарены сообразительностью. Но едва ли менее
важно осязание внутреннее, которое руководит равновесием, управляет движениями
и сообщает душе о положении членов и органов тела, известном человеку и в
темноте без участия зрения. Так что это важнейшее чувство можно назвать
телесным сознанием, и благодаря ему возможна воображаемая анатомия.
Стоило посмотреть, как Мастер для нее изготавливается – опираясь то на одну, то
на другую ногу, так и эдак выставляя бедро и поворачивая его относительно таза;
как выбирает стерженек графита или охры и, покачивая свободно опущенной кистью,
оценивает тяжесть, испытываемую связками и сухожилиями плеча, и одновременно,
подобно раскачивающему копье солдату, подготавливая привычный, но частично
всегда обновляющийся жест рисовальщика; как внезапно всего себя перестраивает,
шире расставляя ступни и разворачивая их по-иному; наконец, как рисует –
длинными округлыми линиями, следуя направлению мышечных волокон, охлестывающих
кость, и одним изменением толщины и крепости следа, оставляемого на листе
бумаги графитом или же охрою, с громадным искусством и правильностью показывает
рельеф и все повороты формы и некоторым проницающим чувством обнаруживает
внутреннее устройство подшипников или суставов, где покрытые опаловой коркой
поверхности так совершенны, а облегчающая движение жидкость настолько верно
отмерена. И этого ни видеть, ни слышать нельзя, тут пригодно лишь внутреннее
осязание.
Что касается анатомии обычной или практической, то в XIII веке Фридрих Второй
Гогенштауфен позволил университету в Салерно вскрывать мертвое тело один раз за
пять лет, а спустя два столетия в Венеции разрешалось ежегодное публичное
вскрытие, в Падуе же и в Болонье – два раза в году. Но одно дело, о чем
договариваются университеты с республиками и императорами, другое – народное
мнение, для которого вскрытие мертвого остается ужасным проступком и
|
|