|
2
Великие труды вознаградятся голодом и жаждой, тяготами, и ударами, и уколами, и
ругательствами, и великими подлостями.
Конюх, отдуваясь, принес из погреба кувшины с вином; кухарка поставила кастрюлю
посреди стола и, отерши покрытый испариною лоб и скрестив руки под фартуком,
стала поодаль.
Тем временем некоторые присутствовавшие, окончательно не освободившись от сна,
вели себя так, как если бы не могли опомниться после какого-нибудь ужасного
происшествия, и с выразительными жестами, громкими голосами объясняли свои
сновидения. Раздраженный шумом и отсутствием какой бы ни было чинности, Мастер
сказал:
– В Тоскане подпорки кроватей делают из тростника и этим обозначают, что здесь
снятся пустые сны и пропадает без пользы утреннее время, когда ум свежий и
отдохнувший, а тело способно взяться за новые труды.
Тут все умолкли, поскольку аудитория была самая впечатлительная; подумав,
Леонардо добавил:
– Сон есть подобие смерти; поэтому можно сказать, что лентяи умирают
преждевременно и многократно.
Однако не все так бесчинствовали, чтобы их удерживать: немцы, служившие у
Мастера по найму, выполняя слесарные и механические работы, отличались
степенностью и, держась прямо и важно, помалкивали. Когда Леонардо с таким
остроумием и находчивостью осадил соотечественников, немцы заулыбались довольно
злорадно, хотя, может, ни слова не поняли из того, что тот произнес быстрым
фальцетом. Поскольку же все они были научены одному ремеслу и другого не знали,
то, имея в виду как бы осуществившееся вторично в Милане смешение языков, можно
было подумать, что таким образом оправдывается замечательная догадка Данте:
этот предположил, что, когда при строительстве Вавилонской башни произошло
первое смешение и люди, до тех пор объяснявшиеся на одном языке, перестали
понимать друг друга, общий язык удержался только у занимавшихся одним
каким-нибудь делом. «И сколько было различных обособленных занятий для
замышленного дела, – сказано у Данте в трактате „О народном красноречии“, – на
столько языков разделяется с тех пор род человеческий». Живописцы, со своей
стороны, эту догадку опровергали: происходя из разных областей Италии, хотя и
назывались все итальянцами, они слабо понимали один другого, восполняя такой
недостаток усиленной жестикуляцией. Впрочем, их вместе с Мастером только
условно можно считать соотечественниками, но скорее тосканцами, ломбардцами или
жителями Комо в зависимости от того, кто где родился.
Желая показать разнообразие и численность итальянских наречий, Данте так
говорит: «По-иному говорят падуанцы и по-иному пизанцы; даже близкие соседи
различаются по речи, например, миланцы и веронцы, римляне и флорентийцы, да и
сходные по роду и племени, как, например, неаполитанцы и гаэтанцы, равеннцы и
фаэнтинцы; и что еще удивительнее – граждане одного и того же города, как
болонцы предместья святого Феликса и болонцы с Большой улицы». То же относится
и к Милану, если проживающие близко от Замка вынуждены объясняться с уроженцем
квартала Патари, старьевщиков, как с глухонемым или с человеком, имеющим
врожденный, препятствующий пониманию недостаток речи, настолько велика разница
в произношении.
Будучи наиболее людным перекрестком Европы, Милан представляет собой полигон
для исследователя, замечающего беспрерывные повседневные изменения живых языков,
которые, как он говорит, меняются из века в век по отдельным странам
вследствие смешения народов и придают большую вероятность предположению, что
наречия окажутся бесконечно разнообразны в бесконечности веков, входящих в
бесконечное время. Что касается разместившихся на полуострове государств, их
почти столько, сколько наречий, хотя разделяющие их границы более четкие и
определенные, тогда как наречия, соприкасаясь, проникают друг в друга сфумато,
рассеянно. Италия к тому времени стала уже забывать, как императоры Священной
Римской империи германской нации[3 - Священная Римская империя германской нации
– просуществовавшее девять веков (962-1806 гг.) политическое учреждение,
основанное Оттоном I.] насильно объединяли ее своей властью. Подобные рано
развившимся детям, отдельные области, когда добивались самостоятельности, ее
достигали, однако же полностью распоряжаться судьбой были в состоянии только
наиболее могущественные и богатые, как Милан, а из республик Флоренция или
Венеция. Да и то флорентийцы полагали своим сувереном французского короля, а
Милан императора и, большею частью действуя самостоятельно, по крайней мере
делали вид, что ищут их одобрения.
Для значительного большинства населения флорентиец в Милане является как
|
|