|
выше, ни ниже благодаря изменению фистулы, если сделать ее шире или уже, но
единственно благодаря изменению трубы в широкую или узкую или в длинную или
короткую, так это видно при растяжении и втягивании тромбона.
Он поднялся со стула, узкая спинка которого сделана не вполне по его фигуре, и,
с силою разводя руками и разминаясь, прошелся по помещению, притом подбитый
куньим мехом оливковый плащ отчасти распахивался и были видны обтянутые
красными чулками превосходной формы колени и основания бедер. Только обладая
совершенным телосложением, возможно в будние дни без крайней необходимости
надевать дорогие вещи, как этот плащ, поскольку у людей кривобоких, сутулых,
или чрезмерно худых, или толстых, одежда протирается на лопатках и засаливается
на животах и быстро приходит в негодность. Но Мастер одежду мало изнашивает, и
она только ветшает от времени.
Леонардо сиял с гвоздя изготовленную им флейту, уселся, широко расставив ноги и
сгорбившись, поднес инструмент к губам.
Эта флейта меняет свой звук не скачкообразно, как большинство духовых
инструментов, а подобно человеческому голосу. Это достигается скольжением руки
вверх и вниз, как при игре на кулисных инструментах. И вы можете получить одну
восьмую или одну шестнадцатую тона и любую часть тона, какую вам угодно.
Наставник и льстец римского императора Домициана,[2 - Домициан – римский
император из дома Флавиев (81–96); Стаций Публий Папиний (род. ок. 40 г., ум.
после 95 г.), римский поэт.] поэт Папиний Стаций называет флейту ревущим рогом,
чье свойство, как он выражается, манить эфирные души усопших. Применительно к
инструменту хитроумного флорентийца подобное вычурное сравнение отчасти
оправдывается: ожидая звука нежного и тонкого, предполагаемый слушатель был бы,
напротив, ошеломлен низким звучанием, способным – поскольку вдоль ствола флейты
вместо обычных отверстий проделана щель, поверх которой играющий скользит
кончиками пальцев, – подниматься до наибольшей высоты глиссандо, скользя. Тут
можно напомнить, что, изучая причину плавного изменения голоса, Леонардо
анатомировал горло быка, так как у человека, задохшегося в петле – именно при
таких обстоятельствах другой раз достается мертвое тело, – этот орган бывает
полностью искалечен и при его вскрытии невозможно вообразить, как он действует.
Доказано, что все гласные произносятся крайней частью подвижного нёба, которое
покрывает надгортанник; и еще такое произнесение зависит от положения губ,
которыми дается проход выдыхаемому воздуху, несущему с собой созданный звук. Но
хотя бы и губы были закрыты, этот звук выдыхается через ноздри, однако никогда
при таком проходе он не станет показателем какой-нибудь из букв. Отсюда можно
заключить, что не трахея создает какой-либо звук гласных букв, но ее функция
простирается только на создание вышеупомянутого голоса, и особенно при
произнесении А, О, И.
Расположившийся посредине листа рисунок, где Леонардо с помощью зеркала
изобразил свой язык, окружен столбцами параграфов наподобие того, как живописцы
окружают изображение какого-нибудь святого клеймами, последовательно
представляющими всю его деятельность; за горящей свечой на столе приспособлено
другое, вогнутое зеркало, лучи которого падают таким образом, что на бумаге
оказывается ярчайшее белое пятно. Тут-то и помещается рисунок органа,
связывающего механические акции тела с духовными и среди других обладающего
наибольшею гибкостью и разнообразием движений.
И его главных движений семь, а именно: вытяжение, сокращение и притяжение,
утолщение, укорачивание, расширение и утоньшение; из этих семи движений три
сложных, ибо не может породиться одно, чтобы не породилось другое, с которым
первое соединено по необходимости, чтобы язык сам собой вытягивался и
сокращался, ибо ты не можешь растянуть растяжимую материю без того, чтобы она
не сократилась и не утоньшилась по всем своим сторонам.
Леонардо время от времени снимал щипцами свечной нагар, и тогда свет ударял в
глазницы, и зрачки в изжелта-прозрачной радужной оболочке уменьшались до
размеров просяного зерна, а если снова погружались в тень, снова и
увеличивались. Отклонясь от стола, он опускал уставшую руку, и тыльная сторона
кисти оплеталась венами, своей мощью подобными корабельным канатам; эдакая рука
прилична ветхозаветному Моисею, как и борода, при свете огарка отливающая
золотом, хотя невозможно сразу определить цвет, присущий ей от природы, равно
как и возраст ее обладателя.
Скрипнув ставнею, двинулся ветер; издалека донеслось пение петуха, и ему
отозвались петухи ближайших приходов; заскрипел ворот, и заплескалась вода в
ведре; послышалось шарканье; кто-то закашлялся спросонья – и тут самым низким
контральто запел петух Корте Веккио. Рассвет проник в нишу окна, свеча
вспыхнула и погасла; фитиль зашипел, распространяя дым и смрад, и Мастер,
придавив щипцами, накрыл его металлическим колпачком. Настал день 16 июля
1493-го; инженер, живописец и скульптор, состоящий на миланской службе
флорентиец Леонардо да Винчи прожил к этому времени сорок один год и три месяца.
|
|