|
1
Начинай свою Анатомию с совершенного человека, затем сделай его стариком и
менее мускулистым; затем продолжай, обдирая, его постепенно вплоть до костей. А
младенца ты сделаешь потом, вместе с изображением матки.
Насколько в давно прошедшие времена, старинные в сравнении с временами Леонардо
да Винчи, высоко ставили краткость, видно из следующего диалога, хотя бы и
вымышленного:
– Что такое буква? – спрашивает благородный принц Пипин знаменитого Алкуина,
беседуя с ним в присутствии императора Карла, своего отца.[1 - Карл Великий –
король франков с 768 года, император римский с 800-го по 814-й. Пипин – один из
его сыновей, рано умерший. Алкуин (735–804) – ученый и деятель просвещения,
наставник Карла Великого, учитель его детей; происходил из знатного
англосаксонского рода.]
– Страж истории, – отвечает этот Алкуин, выступающий под именем Альбина в
латинском трактате, написанном им самим в восьмом столетии от рождества
Христова для целей преподавания.
– Что такое слово?
– Предатель духа.
– Что такое язык?
– Бич воздуха.
Если пределом краткости служит молчание, то для подробности и многословия
пределом можно назвать бесконечность; согласившись же с определением языка как
бич воздуха, приходится удивляться разнообразию звучаний, которыми неутомимый
пастух заполняет окружающее его пространство, так что, когда бы не придумали
беззвучную речь в виде письменности, от беспрерывного бичевания воздуха никто
не смог бы укрыться, как если бы во всю мочь звонили колокола. Шестьсот лет
спустя после императора Карла из-за наступившего бурного развития науки это
становится очевидным, тем более что изумительная старинная краткость и полное
научное описание несовместимы.
Ни один орган не нуждается в таком большом количестве мускулов, как язык; из
них известно 24, не считая остальных, которые я открыл; и из всех членов,
которые движутся произвольным движением, язык превосходит остальные по числу
движений. Обрати особое внимание на то, каким образом посредством движения
языка и при помощи губ и зубов произношение всех названий предметов нам
становится привычно, и слова, простые и сложные, какого-либо наречия доходят до
нашего слуха посредством этого инструмента. Каковые слова, если бы все явления
природы имели бы название, достигли бы бесконечности наравне с бесконечным
количеством вещей, существующих в действительности и находящихся под властью
природы. И они были бы выражены не на одном каком-то наречии, но на очень
многих, которые тоже достигли бы бесконечности, потому что они всегда меняются
из века в век по отдельным странам вследствие смешения народов, которое
происходит в результате войн и других катастроф. Эти наречия подвержены
забвению и умирают, как и все остальные создания, и, если мы согласны, что наш
мир вечен, мы скажем, что эти наречия будут бесконечно разнообразны в
бесконечности веков, входящих в бесконечное время.
Куцый султанчик плывет над полем листа, кренясь наподобие паруса; в тишине ночи
касания пера о бумагу слышны отчетливо, будто бы птица клювом подбирает
рассыпанное зерно. Хотя по течению времени звуки распределяются неравномерно,
но соответственно протяжению слов и сложению каждой буквы в отдельности, этот
скрипучий шорох или царапание на постороннего слушателя действовали бы
умиротворяюще, а зрение приятно довольствовалось бы видом ровных отчетливых
строк. Однако затем на месте приятности и удовольствия возникли бы томление и
тревога, что бывает во сне, когда являющиеся образы определенно известны
сновидцу, но отождествить их с кем-либо из знакомых ему людей не удается. Так
же и здесь: при отчетливости изображения и очевидном сходстве с обычными
буквами ни одна не узнается как именно та или другая, хотя спустя время
становится возможным сообразить, что буквы все перевернуты, как если отражаются
в зеркале, и что Леонардо не только пишет левой рукой, но и справа налево, как
турки.
Еще ты опишешь и изобразишь, каким образом функция изменения и артикуляции и
модуляции голоса при пении есть простая функция колец трахеи, движимых
возвратными нервами, и в этом случае язык ни в какой части не применяется. Это
остается доказанным тем, что я сперва доказал, как трубы органа не звучат ни
|
|