|
случае она подразумевала бы, что не Иисус или некий иезуит пожирали
маленьких детей, но представшее чудище, во втором же - людоед вообще был
символом, так что мрачный "Her Jesus", иезуит и образ моего сна были
идентичны.
Абстрактный фаллический смысл подтверждается единичностью предмета и
его вертикальным положением на троне. Яма на лугу - это могила, сама же
могила - подземный храм, чей зеленый занавес символизировал луг, другими
словами, тайну земли с ее зеленым травяным покровом. Ковер был
кроваво-красным. А что сказать о своде? Возможно ли, чтобы я уже побывал в
Муноте, цитадели Шафгаузена? Маловероятно - никто не возьмет туда
трехлетнего ребенка. Так что вряд ли это было воспоминанием. Кроме того, я
не знаю, откуда взялась анатомическая правильность образа. Интерпретация
самой верхней его части как глаза с источником света указывает на значение
соответствующего греческого слова "фалос" - светящийся, яркий.
Во всяком случае, образ из сна, похоже, был полезным богом, имя
которого "поминать" не следует, и таким оставался в период моей молодости,
возникая всякий раз, когда кто-нибудь эмфатично говорил о Господе. "Her
Jesus" так никогда и не стал для меня вполне реальным, никогда - вполне
приемлемым, никогда - любимым, потому что снова и снова я думал о его
подземных свойствах, пугающее открытие которых было дано мне, хоть я не
искал его. "Переодетый" иезуит отбрасывал тень на христианскую доктрину,
которой меня учили. Часто она казалась мне торжественным шествием масок,
своего рода похоронами, на которых люди в траурных одеждах придают своим
лицам серьезное или печальное выражение, но в следующий момент тайком
посмеиваются и вовсе не чувствуют себя расстроенными. Иисус казался мне в
каком-то смысле богом смерти, полезным, правда, тем, что отгонял ночные
страхи, но вместе с тем это был жутковатый, распятый на кресте кровавый
труп. Любовь и доброта его, о которых так много говорили, казались мне
сомнительными в первую очередь потому, что люди, чаще всего говорившие о
"возлюбленном Господе нашем, Иисусе", носили черную одежду и глянцевые
черные ботинки, напоминавшие о похоронах. Все они, как мой отец, как восемь
моих дядей, - все они были священниками. Многие годы они вызывали у меня
страх, не говоря уже о появлявшихся иногда католических священниках, похожих
на ужасного иезуита, так встревожившего однажды моего отца. Вплоть до
конфирмации, я прилагал все усилия, чтобы заставить себя относиться к Христу
как положено, но мне так и не удалось преодолеть свое тайное недоверие.
Испытываемый любым ребенком страх перед "черным человеком" не был
основной нотой в моем чувстве, важнее было само узнавание, пронзившее мой
мозг, - это иезуит. Важна была и особая символическая обстановка моего сна,
и его поразительная интерпретация - это людоед. Не великан-людоед из детских
сказок, а настоящий людоед, сидящий под землей на золотом троне. В моем
детском воображении на золотых тронах обычно сидели короли, а совсем далеко,
на самом прекрасном высоком и ослепительно сверкающем троне, где-то в
голубом небе сидели Бог и Иисус в белых одеяниях, увенчанные золотыми
коронами. Но от того же Иисуса произошел "иезуит" в черной женской одежде и
широкой черной шляпе. Так что, как ни посмотришь, именно оттуда исходила
опасность.
В сновидении я спустился под землю и увидел нечто совершенно необычное,
нечто непохожее на человека и принадлежащее подземному миру, оно неподвижно
сидело на золотом троне, смотрело вверх и кормилось человеческим мясом.
Пятьдесят лет спустя я наткнулся на отрывок из работы о религиозных
ритуалах. Он касался идеи каннибализма, лежащей в основе евхаристии. Только
тогда мне стало ясно, какой далеко недетской, какой усложненной была мысль,
начавшая прорываться в мое сознание в тех двух случаях. Кто говорил во мне?
Чей ум изобрел это? Какой высший разум работал тогда? Я знаю, что всякий,
инстинктивно уходящий от правды в таких вопросах, будет разглагольствовать о
"черном человеке", "людоеде", "случайности" и "ретроспективной
интерпретации" - разглагольствовать для того, чтобы закрыть нечто, неприятно
тревожное, нечто, что может нарушить привычную картину детского неведения.
Да, эти добродушные, деловитые, здравомыслящие люди всегда напоминают мне
тех оптимистичных головастиков, которые в солнечный день плещутся в луже, на
самом мелком месте, собравшись вместе и дружелюбно помахивая своими
хвостиками. Они суетятся, совершенно не осознавая, что на следующее утро
лужа высохнет и все для них кончится.
Кто тогда говорил со мной? Кто посвящал меня в проблемы, далеко
превосходившие мое разумение? Кто совместил высокое и низкое и заложил
основу того, что станет главной страстью второй половины моей жизни? Кто же
еще, кроме далекого гостя, явившегося оттуда, из области, где сходятся
высокое и низкое?
Этот сон посвятил меня в тайны земли. Это было своего рода захоронением
в землю, и прошли многие годы, прежде чем я снова вышел наружу. Сегодня я
знаю, что это случилось затем, чтобы внести как можно больше света в
окружавшую меня темноту. Это посвящение в царство тьмы. В этот момент
бессознательно началась моя интеллектуальная жизнь.
В 1879 году мы переехали в Кляйн-Хенинген близ Базеля. Самого переезда
я не помню, но помню, что произошло несколько лет спустя. Как-то вечером,
когда я уже был в постели, отец подхватил меня на руки и вынес на западное
крыльцо. Это было после извержения Кракатау в 1883 году.
В другой раз отец позвал меня, чтобы показать ярко светившуюся комету в
восточной части неба.
|
|