|
осколки лезвия. Ножом пользовались, когда пили кофе, и затем спрятали сюда.
С тех пор к буфету никто не подходил.
На следующий день я отнес разломанный нож к одному из лучших литейщиков
города. Он осмотрел изломы в лупу и покачал головой: "Этот нож в полном
порядке, в стали нет никаких дефектов. Кто-то умышленно отламывал от него
кусок за куском. Это можно сделать, если зажать лезвие в щели выдвижного
ящика или сбросить его с большой высоты на камень. Хорошая сталь не может
просто так расколоться. Кто-то подшутил над вами".
Мать и сестра были в тот момент в комнате, внезапный треск их напугал,
"номер 2" моей матери с напряжением всматривался в меня, а мне снова нечего
было сказать. Совершенно растерянный, я не находил никакого объяснения
случившемуся, и злился на себя, тем более что был буквально потрясен всем
этим.
Почему и каким образом раскололся стол и разломалось лезвие ножа?
Предположить здесь обыкновенную случайность было бы слишком легкомысленно.
Это казалось столь же невероятным, как если бы вдруг Рейн потек вспять -
просто так, по прихоти случая. Все остальные возможности исключались ео ipso
(в силу этого. - лат.). Так что же это было?
Через несколько недель я узнал, что кое-кто из наших родственников
увлекается столоверчением, у них есть медиум - пятнадцатилетняя девушка. По
слухам, она впадает в транс и якобы общается с духами. Услышав об этом, я
вспомнил о последних событиях в нашем доме и подумал, что это может иметь
какое-то отношение к "медиуму". Так я стал регулярно - каждую субботу -
бывать на спиритических сеансах. Духи общались с нами посредством
"постукивания" по столу и стенам. То, что стол двигался независимо от
медиума, показалось мне сомнительным. Вскоре я обнаружил, что условия
эксперимента слишком ограниченны, поэтому принял как очевидность лишь
самовозникновение звуков и сосредоточился на содержании сообщений медиума.
(Результаты наблюдений были представлены в моей докторской диссертации.)
Сеансы наши продолжались года два, мы все устали. И однажды я заметил, как
медиум пытается имитировать спиритический феномен, т. е. попросту
мошенничает. После этого я перестал ходить туда, о чем сейчас сожалею,
потому что на этом примере понял, как формируется "номер 2", как входит в
детское сознание alter ego и как оно растворяется в нем. Девушка-медиум была
"акселераткой". Я видел ее еще раз, когда ей было 24, и мне она показалась
человеком чрезвычайно независимым и зрелым. В 26 лет она умерла от
туберкулеза. После ее смерти ее родные рассказали мне, что в последние
месяцы жизни характер ее стал быстро меняться: перед концом она впала в
состояние, аналогичное состоянию двухлетнего ребенка. Тогда она и заснула в
последний раз.
В целом все это явилось для меня важным опытом, благодаря которому от
юношеского своего философствования я перешел к психологическому объяснению
духовных феноменов, обнаружив нечто объективное в области человеческой
психики. И все же эти опыты были такого свойства, что я не представлял, кому
бы мог рассказать все обстоятельства дела. Поэтому мне снова пришлось забыть
на время о предмете моих размышлений. Диссертация моя появилась лишь спустя
два года.
В клинике, где я работал, место старого Иммермана занял Фридрих фон
Мюллер. В нем я нашел человека, близкого мне по складу ума. Мюллер умел с
необыкновенной проницательностью ухватить суть проблемы и формулировать
вопросы так, что они уже наполовину содержали в себе решение. Он, со своей
стороны, похоже, симпатизировал мне, потому что после окончания университета
предложил переехать с ним в Мюнхен в качестве его ассистента. Я уже готов
был принять его предложение и стал бы терапевтом, если бы не произошло
событие, не оставившее у меня никаких сомнений относительно выбора будущей
специальности.
Я, конечно, слушал лекции по психиатрии и практиковался в клинике, но
тогдашний наш преподаватель ничего из себя не представлял. А воспоминания о
том, как подействовало на моего отца пребывание в психиатрической лечебнице,
менее всего располагали специализироваться в данной области. Поэтому,
готовясь к государственному экзамену, учебник по психиатрии я раскрыл в
последнюю очередь. Я ничего от него не ожидал и до сих пор помню, как,
открывая пособие Краффта-Эбинга, я подумал: "Ну-ну, посмотрим, что ценного
скажут нам психиатры". Лекции и клинические занятия не произвели на меня ни
малейшего впечатления, а от демонстрации клинических случаев у меня не
осталось ничего, кроме скуки и отвращения.
Я начал с предисловия, рассчитывая узнать, на что опираются психиатры,
чем они вообще оправдывают существование своего предмета. Чтобы мое
высокомерное отношение к психиатрии не вызвало упреков, я должен пояснить,
что медики в то время, как правило, относились к психиатрии с
пренебрежением. Никто не имел о ней реального представления, и не
существовало такой психологии, которая бы рассматривала человека как единое
целое, не было еще описаний разного рода болезненных отклонений, так что
нельзя было судить о патологии вообще. Директор клиники был обычно заперт в
одном помещении со своими больными, сама же лечебница, отрезанная от
внешнего мира, размещалась где-нибудь на окраине города, как своего рода
лепрозорий. Никому не было до этих людей дела. Врачи - как правило,
дилетанты - знали мало и испытывали по отношению к своим больным те же
чувства, что простые смертные. Душевное заболевание считалось безнадежным и
|
|