|
понимать других и определить свои отношения с миром. "Номер 2" вообще не был
характером, он был своего рода vita peracta (прожитой жизнью. - лат.
),
рожденный, живущий, умерший - все едино, этакое тотальное обозрение
человеческой природы, притом довольно безжалостное, ни к чему не способный и
ничего не желающий, существующий исключительно при темном посредничестве
"номера 1". В тот момент, когда верх брал "номер 2", "номер 1" растворялся в
нем, и наоборот, "номер 1" рассматривал "номер 2" как мрачное царство своего
подсознания. "Номер 2" сам себе казался камнем, однажды заброшенным на край
света и бесшумно упавшим в ночную бездну. Но в нем самом царил свет, как в
просторных залах королевского дворца, высокие окна которого обращены к
залитому солнцем миру. Здесь присутствуют смысл и связь, в противоположность
бессвязной случайности жизни "номера 1", который никак не соприкасается даже
с тем, что его непосредственно окружает. "Номер 2" же, напротив, чувствует
свое тайное соответствие средневековью - эпохе, дух которой, Фауст, так
преследовал Гете. Значит, он тоже знал о "номере 2", и это служило мне
утешением. Фауст - и об этом я догадывался даже с некоторым испугом - значил
для меня больше, нежели мое любимое Евангелие от Иоанна. В нем была та
жизнь, которой я сочувствовал. А Христос "от Иоанна" был мне чужд, хотя и не
в той мере, как чудесный Исцелитель из Синопсиса. Фауст является живым
соответствием "номера 2", я видел в нем ответ Гете на вопросы своего
времени. И это знание о Фаусте укрепило мою уверенность в собственной
принадлежности человеческому обществу. Теперь я казался себе одиноким
чудаком или злой шуткой жестокой природы, ведь моим крестным отцом и
поручителем был сам Гете.
Надо заметить, однако, что мои мысли о Фаусте этим и ограничивались.
Несмотря на все свое сочувствие Фаусту, я не принимал гетевскую развязку, а
его легкомысленное отношение к Мефистофелю лично задевало меня, равно как и
гнусная заносчивость Фауста. Но тяжелее всего мне было примириться с
убийством Филемона и Бавкиды.
Именно тогда я увидел незабываемый сон, который одновременно и испугал
меня, и ободрил. В нем я оказался в незнакомом месте и медленно шел вперед в
густом тумане навстречу сильному, почти ураганному ветру. В руках я держал
маленький огонек, который в любую минуту мог погаснуть. И все зависело от
того, сохраню ли я его жизнь. Вдруг я почувствовал, что кто-то идет за мной
и, оглянувшись, увидел огромную черную фигуру. Она следовала за мной по
пятам. И в тот же миг, несмотря на охвативший меня ужас, я понял, что должен
идти и вопреки всем опасностям пронести, спасти мой маленький огонек.
Проснувшись, я сообразил, что этот "брокенский призрак" - всего лишь моя
собственная тень на облаке, созданная игрой света того огонька. Еще я
осознал, что этот огонек - единственный свет, которым я обладал, - был моим
сознанием, моим единственным сокровищем. И хоть в сравнении с силами тьмы
огонь мал и слаб, все же это - свет, мой единственный свет.
Этот сон явился для меня озарением: теперь я знал, что "номер 1" был
носителем света, а "номер 2" следовал за ним как тень. И моей задачей было
сохранить свет, не оглядываясь на vita peracta - на то, что закрыто для
света. Я должен идти вперед, пробиваться сквозь отбрасывающий меня назад
ветер, идти в неизмеримую тьму мира, где нет ничего, где мне видны лишь
внешние очертания, зримые и обманчивые, того, что невидимо и скрыто. Я, мой
"номер 1", должен учиться, зарабатывать деньги, должен жить, побеждая
трудности, заблуждаться и терпеть поражения. Буря, обрушившаяся на меня, -
это время, непрестанно уходящее и непрестанно настигающее меня. Это мощный
водоворот, который втягивает все сущее, избежать его, да и то лишь на миг,
сможет лишь тот, кто неудержимо стремится вперед. Прошлое чудовищно реально,
и оно пожирает каждого, кто не сумеет откупиться правильным ответом.
Итак, в моих представлениях о мире произошел поворот на 90 градусов: я
узнал, что мой путь проходит вовне, а, вырываясь наружу, он попадает в
ограниченность и потемки трехмерности. Наверное, таким же образом Адам
когда-то покинул рай, который стал для него фантомом, а свет открылся там,
где в поте лица своего он будет распахивать каменистое поле.
В то время я спрашивал себя: откуда берутся такие сны? Раньше мне
казалось, что их посылает Бог - somnia a Deo missa. Но теперь, когда я
приобщился ко всякого рода научным построениям, у меня появились сомнения.
Если предположить, что, например, мое понимание развивалось и формировалось
медленно, а во сне неожиданно наступил прорыв? Похоже, это было именно так.
Вопрос лишь в том, почему это произошло и почему проникло в сознание? Ведь я
же ничего не предпринимал сознательно, дабы навязать такой порядок вещей,
напротив, мои симпатии были всецело на другой стороне. Выходит, в самом деле
существует нечто - за кулисами - некий разум, т.е., нечто более разумное,
чем я сам. Я и помыслить не мог, что в свете сознания внутренний мир будет
выглядеть как гигантская тень. И еще я понял многое, чего не понимал раньше,
- почему на лицах людей при упоминании мной о явлениях внутреннего мира
появляется холодная тень замешательства и отчужденности.
Итак, следует забыть о "номере 2", но ни в коем случае не отказываться
от него и не считать, что он не существует. Это исказило бы мое "я" и, более
того, лишило бы меня возможности объяснить происхождение сновидений. "Номер
2", несомненно, был каким-то образом связан с возникновением сновидений, я
был готов даже принять его за тот самый Высший разум, который внушал их. Но
я чувствовал, что все более становлюсь "номером 1", т.е. лишь частью -
|
|