|
необходимо было убедиться, чего я стою, необходимо было быть добросовестным
перед самим собой. Регулярно я вставал в пять утра, чтобы позаниматься, а
иногда работал с трех до семи - до ухода в школу.
То, что меня сломило и, собственно, привело к кризису, - это стремление
к одиночеству, восторг от ощущения, что я один. Природа представлялась мне
полной чудес, и меня влекло к ней. Каждый камень, каждое растение, каждая
вещь казались мне живыми и удивительными. Я уходил в природу, к ее
основаниям - все дальше и дальше от человеческого мира.
Приблизительно тогда же со мной произошло еще одно важное событие. Я
шел в школу из Кляйн-Хенингена, где мы жили, в Базель, как вдруг в какой-то
момент меня охватило чувство, будто я только что вышел из густого облака и
теперь наконец стал самим собой! Как будто стена тумана осталась за моей
спиной, и там, за этой стеной, еще не существовало моего "я". Теперь же я
знал, что оно есть. До этого я тоже существовал, но все, что случалось,
случалось с тем "я". Раньше со мной что-то делали, теперь это я
делал
что-то. Переживание было очень важным и новым: я обладал властью. Как ни
странно, в этот миг, как и в те месяцы, что длился мой обморочный невроз, я
ни разу не вспомнил о своем сокровище на чердаке. Иначе я, наверное, заметил
бы аналогию между чувством власти и чувством обладания сокровищем. Но этого
не произошло, - все мысли о человечке в пенале исчезли.
Кажется тогда же я получил приглашение провести каникулы на
Фирвальдштеттском озере, в доме одного нашего знакомого. Дом стоял у самого
озера, рядом был лодочный причал и весельная лодка. Сыну хозяина и мне
разрешили ею пользоваться, строго предупредив, чтобы мы были осторожны. К
несчастью, я уже тогда знал, что править вайдлингом (лодка типа гондолы)
нужно стоя. Дома у нас была маленькая плоскодонка, и в старой канаве мы
пробовали разные штуки. Поэтому первое, что я сделал, - это стал на корме во
весь рост и веслом оттолкнулся от берега. Для осторожного хозяина это было
уж слишком, он свистком подозвал нас к себе и здорово меня отругал. Я был
крайне огорчен, признавая, что сделал именно то, чего меня просили не
делать, а значит, заслужил выговор. И тем не менее меня охватила ярость: как
этот толстый, невежественный и грубый человек посмел оскорблять меня.
Мое
"я" ощущало себя взрослым человеком, обладающим чувством собственного
достоинства, человеком уважаемым и почтенным. Но контраст с реальностью был
столь очевиден, что в какой-то момент я остановил себя: "А кто ты,
собственно, такой? Реагируешь так, будто ты бог весть какая персона! И ведь
сам понимаешь, что он совершенно прав. Тебе едва двенадцать, ты школьник, а
он отец семейства, богатый, влиятельный человек, у него два дома и множество
отличных лошадей".
В голове у меня была каша: во мне как бы сошлись два человека: один -
школьник, который не успевает по математике и далеко не уверен в себе,
второй - важная персона - человек, которым нельзя пренебрегать, столь же
уважаемый и влиятельный, как хозяин дома. Этот "второй" был пожилым
человеком, он жил в восемнадцатом веке, носил туфли с пряжками и белый
парик, ездил в наемном экипаже с высокими колесами, оборудованном козлами на
пружинах с кожаными ремнями.
В восемнадцатом веке я чуть позже побывал благодаря необычному случаю.
Однажды мимо нашего дома в Кляйн-Хенингене проехала старинная зеленая карета
из Шварцвальда. Она выглядела так, будто в самом деле прикатила из прошлого.
Увидев ее, я подумал: это именно то, что нужно! Это из "моего" времени. Я
будто узнавал ее - ну точно такая же, как те, на которых я ездил. Потом
возникло своего рода santiment ecoeurant (отвратительное чувство. - фр.
),
как будто кто-то украл ее у меня, обманул - отнял любимое прошлое. Карета
осталась от тех времен! Не могу описать, что происходило со мной или что
меня так сильно волновало: тоска, ностальгия или чувство узнавания: "Все так
и было! Именно так!"
Затем произошло еще одно событие, опять уводившее меня в мой
восемнадцатый век. В доме одной из моих теток я обнаружил старинную
статуэтку: две терракотовые фигурки - старый доктор Штукельбергер (личность,
хорошо известная в Базеле в конце восемнадцатого века) и его пациентка - с
высунутым языком и закрытыми глазами. Легенда такова: однажды старый
Штукельбергер шел по мосту, когда к нему подскочила эта изрядно надоевшая
доктору дама и стала взахлеб излагать свои жалобы. Старик сказал: "Да, да, в
самом деле с вами что-то не так. Высуньте-ка язык и закройте глаза", после
чего быстро исчез. Назойливая дама так и осталась стоять с высунутым языком
- всем на посмешище. Так вот, у старого доктора были туфли с пряжками,
которые я странным образом признал за свои, будучи твердо уверенным, что
именно такие туфли я носил. Я даже заявил об этом, чем привел всех в
замешательство. Я почему-то помнил эти туфли у себя на ногах и не мог
объяснить, откуда взялась эта безумная убежденность. Каким образом я
очутился в восемнадцатом веке? Кстати в те дни я часто путал даты, писал:
1786 вместо 1886, и всякий раз с чувством необъяснимой ностальгии.
После случая с лодкой и последовавшего за ним вполне заслуженного
наказания я стал обдумывать эти разрозненные впечатления, и они связались
воедино: во мне две личности, два разных человека, живущих в разное время. Я
пребывал в крайнем замешательстве, мой мозг не справлялся с этим. Наконец я
|
|