|
женщина. Он занимался спиритизмом, любил "счастливое" число тринадцать... Ко
мне он
обратился с просьбой личного характера, о которой мне не хочется, да и неудобно
сейчас
вспоминать. Могу только сказать, что я ее выполнил.
По окончании военной службы я вновь вернулся к опытам. Моему новому
импресарио
господину Кобаку было лет пятьдесят. Это был очень деловой человек нового
склада.
Вместе с ним я совершил множество турне по различным странам Европы. Я
выступал со
своими опытами в Париже, Лондоне, Риме, снова в Берлине, Стокгольме. По
возможности я
стремился разнообразить и расширять программу своих выступлений. Так, помню, в
Риге я
ездил по улицам на автомобиле, сидя на месте водителя. Глаза у меня были
накрепко завязаны
черным полотенцем, руки лежали на руле, ноги стояли на педалях. Диктовал мне
мысленно, по
существу, управляя автомобилем с помощью моих рук и ног, настоящий водитель,
сидевший
рядом. Этот опыт, поставленный на глазах у тысяч зрителей с чисто рекламной
целью, был,
однако, очень интересен. Второго управления автомобиль не имел. Ни до этого, ни
после этого
за баранку автомобиля я даже не держался...
Посетил я в эти годы также и другие континенты - Южную Америку, Австралию,
страны
Азии. Из бесчисленного калейдоскопа встреч не могу хотя бы в нескольких
строчках не
остановиться на происшедшей в 1927 году встрече с выдающимся политическим
деятелем
Индии Мохандасом Карамчандом Ганди. В его учении, как известно, причудливо
переплелись
отдельные положения древней индийской философии, толстовства и разнообразнейших
социалистических учений.
Ганди меня глубоко потряс. Удивительная простота, всегда соседствующая с
подлинной
гениальностью, исходила от этого человека. Запомнилось его лицо мыслителя,
тихий голос,
неторопливость и плавность движений, мягкость обращения со всеми окружающими.
Одевался
Ганди аскетически просто и употреблял самую простую пищу.
Во время опыта, который я демонстрировал в его присутствии, Ганди был моим
индуктором. Он продиктовал мне следующее задание: взять со стола и подать
третьему
человеку флейту. Этот третий взял ее, поднес к губам, и тонкие музыкальные
звуки задрожали в
воздухе. И вдруг из стоящей у его ног корзины с узким горлышком - корзины,
похожей на
бутыль, - начала выливаться серо-пестрая лента змеи. Ее движения четко
повторяли ритм,
заданный флейтистом. Это был настоящий танец, не менее точный и прекрасный, чем
человеческий. До этого я никогда не видел ничего подобного и смотрел, как
завороженный.
Находясь в Индии, я не мог, конечно, упустить возможности собственными
глазами
посмотреть на искусство йогов. Виртуозное умение управлять своим телом, владеть
им,
достигаемое непрестанной тренировкой, поистине удивительно. Мне особенно
интересно было
наблюдать погружение в глубокое каталептическое состояние, длящееся иногда по
нескольку
недель. Мне никогда не удавалось добиться столь длительного пребывания в этом
состоянии.
Ко мне нередко обращались и с личными просьбами самого разного характера:
урегулировать семейные отношения, обнаружить похитителей ценностей и т. д. Как
и всю свою
жизнь, я руководствовался тогда только одним принципом: вне зависимости от того,
богатый
это человек или бедный, занимает ли он в обществе высокое положение или низкое,
стоять
только на стороне правды, делать людям только добро.
Один из таких случаев связан с происшествием в старинном родовом замке
графов
Чарторыйских. Это была очень богатая и очень известная в Польше семья,
владевшая
|
|