Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Научные мемуары :: Кузнецов Б. Г. - Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 362
 <<-
 
эфиром и думали, что в движущемся теле ощущается "эфирный ветер", подобный 
ветру, который овевает бегущего человека.

Этот взгляд был отброшен Эйнштейном в 1905 г. в статье "К электродинамике 
движущихся тел", помещенной в семнадцатом томе журнала "Annalen der Physik". В 
указанной статье Эйнштейн исходит из постоянства скорости света во всех телах, 
движущихся одно по отношению к другому без ускорения.

Вскоре теория относительности была изложена в особенно отчетливой форме с 
помощью четырехмерной геометрии. В окружающем нас обычном трехмерном 
пространстве положение каждой точки определяется тремя числами. Если 
присоединить к ним четвертое число - время, то мы получим геометрическое 
представление события - пребывания материальной частицы в данной точке в данный 

момент. С помощью четырехмерной геометрии и представления о четырехмерном 
пространстве-времени были изложены законы, управляющие указанными событиями, 
т.е. пребыванием материальных частиц в различных точках в различные моменты 
(иными словами, законы движения частиц и состоящих из них тел).

Теория относительности, выдвинутая Эйнштейном в 1905 г., утверждает, что 
внутренние процессы протекают в телах единообразно, независимо от 
прямолинейного 
и равномерного движения этих тел. Внутренние эффекты движения отсутствуют в 
случае движения по инерции.

16

Поэтому теория Эйнштейна, о которой шла до сих пор речь, называется специальной 

теорией относительности. Впоследствии, в 1916 г., Эйнштейн распространил 
принцип 
относительности и на ускоренные движения. Еще позже Эйнштейн в течение многих 
лет разрабатывал единую теорию поля, т.е. теорию, которая в качестве частных 
случаев содержала бы законы тяготения и законы электромагнитного поля.

Почему эти весьма абстрактные проблемы вызвали напряженный интерес в самых 
широких кругах? Почему указанный интерес распространился на творца теории 
относительности в большей степени, чем при появлении любой другой научной 
теории? Почему человечество увидело в Эйнштейне живое олицетворение науки XX 
столетия с ее небывалыми созидательными возможностями и небывалыми опасностями?

Смысл и основное содержание жизни Эйнштейна в некоторой мере раскрыты им не 
только в научном, публицистическом и эпистолярном наследстве, но и в 
специальных 
автобиографических набросках. К ним принадлежит очерк, написанный в 1955 г., за 

месяц до смерти [1], а также более обширная статья "Автобиографическое" 
("Аutobiographisches") [2]. Статья эта меньше всего похожа на обычную 
автобиографию. "Вот я здесь сижу и пишу на 68 году жизни что-то вроде 
собственного некролога", - начинает Эйнштейн и после этого рассказывает, как у 
него появилась всепоглощающая тяга к познанию рациональных законов мироздания. 
Потом он излагает свое гносеологическое кредо и вновь возвращается к 
"некрологу", к генезису математических интересов. Основная часть статьи 
посвящена оценке наиболее крупных физических идей XVII-XIX вв.- ньютоновой 
механики, термодинамики, электродинамики и затем физических идей, появившихся в 

нашем столетии. После итоговой оценки механики Ньютона Эйнштейн говорит:


17

""И это некролог?" - может спросить удивленный читатель. По сути дела - да, 
хотелось бы мне ответить. Потому что главное в жизни человека моего склада 
заключается в том, что он думает и как он думает, а не в том, что он делает или 

испытывает. Значит, в некрологе можно в основном ограничиться сообщением тех 
мыслей, которые играли значительную роль в моих стремлениях".

1 См.: Helle Zeit - Dunkle Zeit. In Memoriam Albert Einstein. Hrsg. Carl Seelig.
 
Zurich, 1956, p. 9-17. Далее обозначается: Helle Zeit, с указанием страницы.
2 Albert Einstein. Philosopher-Scientist. Ed. by Paul A. Schilpp. Evanston, 
1949. См. перевод: Эйнштейн А. Собрание научных трудов, т. 4, М., 1967, с. 259-
293. Далее обозначается: Эйнштейн, с указанием тома и страницы.


Мы будем много раз возвращаться к автобиографии Эйнштейна, рассказывая о его 
мировоззрении и истоках великих открытий.

Эйнштейн не случайно назвал свою автобиографию некрологом. В данном случае 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 362
 <<-