Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Научные мемуары :: Кузнецов Б. Г. - Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 362
 <<-
 
Эпигоны гения знают, как правило, больше него, но они не прибавили ничего или 
почти ничего к тому, что люди знали раньше, их деятельность характеризуется, 
может быть, большим объемом познанною (относительная оценка!), но нулевой или 
близкой к нулю производной по времени. Не только в мыслях, но и в чувствах и 
склонностях эпигонов отсутствует "дух Фауста"

Чтобы не только услышать в биографии Эйнштейна "биение гигантского сердца", но 
и 
понять его связь с научным подвигом мыслителя, нужно иметь в виду, что в науке 
не было такого "безумного", такого парадоксального и резкого перехода к новой 
картине мира, как переход от ньютоновых представлений к идеям Эйнштейна. 
Переход 
был чрезвычайно радикальным, несмотря на то что Эйнштейн продолжил, обобщил и 
завершил дело, начатое Ньютоном.

14

В течение двух столетий систему Ньютона считали окончательным ответом на 
коренные вопросы науки, окончательной, раз навсегда данной картиной мира. Такая 

оценка нашла выражение в известном стихотворении Попа:


Природа и ее законы были покрыты тьмой,
Бог сказал: "Да будет Ньютон!", и все осветилось.


После появления теории относительности Эйнштейна и отказа от исходных идей 
ньютоновой механики было написано продолжение этого двустишия:


...Но не надолго. Дьявол сказал: "Да будет Эйнштейн!",
В все вновь погрузилось во тьму.


Эта шутка отражала довольно распространенную мысль. Многим казалось, что отказ 
от устоев ньютоновой механики - это отказ от научного познания объективного 
мира. Догматическая мысль отождествляет данную ступень в развитии науки с 
наукой 
в целом, и переход па новую ступень кажется ей крушением науки. Догматическая 
мысль может тянуть науку с новой ступени на старую или же отказать науке в 
объективной достоверности ее результатов. Чего догматическая мысль не может - 
это увидеть суть науки в последовательном, бесконечном переходе ко все более 
точному описанию реального мира.

Теория относительности преемственно связана с проходящим через всю историю 
науки 
последовательным отказом от антропоцентризма, от представления о человеке как о 

центре Вселенной, от абсолютизирования картины мира, стоящей перед земным 
наблюдателем.

В глубокой древности антропоцентризм выражался в идее абсолютного верха и 
абсолютного низа, идее, противостоявшей учению о сферической Земле. Тогда 
полагали, будто антиподы, обитающие на противоположной стороне Земли, должны 
были бы упасть "вниз". В древней Греции вместе с образом шарообразной Земли 
появилась идея относительности "верха" и "низа", равноценности всех направлений 

в пространстве, изотропности пространства. Но при этом возникло представление о 

шарообразной Земле как о центре Вселенной. С этой точки зрения движение 
относительно Земли - это абсолютное движение; фраза "тело движется относительно 

Земли" и фраза "Земля движется относительно тела" описывают различные процессы, 

первая фраза абсолютно правильная, вторая - абсолютно ложная...

15

Коперник разрушил геоцентрическую систему. Новый центр мироздания - Солнце - не 

долго занимал это место. Его упразднили, и во Вселенной Джордано Бруно уже не 
было никакого центра, никакого неподвижного ориентира.

Но понятие неотнесенного к другим телам абсолютного движения данного тела 
сохранилось. Вплоть до конца XIX в. полагали, будто оптические процессы в 
движущемся теле происходят по-иному, чем в неподвижном, и это различие придает 
смысл слову "движение" без ссылки на другое тело, относительно которого 
движется 
данное тело. Мировое пространство считали заполненным абсолютно неподвижным 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 362
 <<-