Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Научные мемуары :: Кузнецов Б. Г. - Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 362
 <<-
 
из 
естественных законов самой природы: "Omnis natura est conservatrix sui" [4].

3 Boyle R. Tractatus de ipsa natura. Genevae, 1688, p. 20-22.
4 Ibid., p. 75.


Взгляды Спинозы на сохранение тел и их состояний имеют особое значение для 
идейных истоков теории Эйнштейна. Классический принцип относительности, 
однородность пространства и сохранение скорости предоставленного себе тела были 

для Эйнштейна не просто одной из физических идей XVII в. Они были для него 
воплощением мировой гармонии, объективным ratio мира, подчиненного всеобщей 
причинной зависимости и свободного от всяких некаузальных воздействий. Именно 
поэтому Эйнштейн сосредоточил свои интеллектуальные силы (они оказались 
гигантскими!) на обобщении указанной идеи. Истоки подобного понимания инерции и 

относительности инерционного движения идут от Спинозы.

91

Излагая философию Декарта, Спиноза связывает инерцию с сохранением состояния 
каждой вещи, поскольку она рассматривается как нечто единое [5]. Отсюда следует,
 
что "тело, раз пришедшее в движение, продолжает вечно двигаться, если не 
задерживается внешними причинами" [6].

Для Спинозы характерна связь понятия инерции (вернее, более общего понятия 
сохранения состояния) с понятием сохранение самого бытия вещи, ее 
тождественности самой себе. "Всякая вещь, поскольку от нее зависит, стремится 
пребывать в своем существовании (бытии)" [7]. Но бытие вещи состоит в длящемся 
сохранении ее внутренних свойств. Если в качестве вещи фигурирует система тел, 
то бытие этой системы, ее индивидуальное существование, означает зависимость 
поведения тел от внутренних взаимодействий.

5 Спиноза Б. Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом, ч. 
II. Теорема 14. - Избранные произведения. М., 1957, с. 238.
6 Там же, с. 239.
7 Спиноза. Этика, ч. III. Теорема 6. - Там же, с. 463.


В переводе на язык механики это значит, что в системе, движущейся по инерции, 
сохраняются соотношения между движениями и вызвавшими их взаимодействиями тел. 
Отсюда следует, что внутренние соотношения в движущейся по инерции системе не 
могут свидетельствовать о ее движении. Движение состоит только в изменении 
расстояний от других тел, причем мы с тем же правом можем говорить o движении 
данной системы относительно этих других тел и о движении этих других тел 
относительно данной системы.

Выдвинув идею инерции, т.е. движения, не требующего силы и сохраняющегося в 
качестве неизменного состояния тела, Галилей приписал такому движению 
относительный смысл. В системе, движущейся по инерции, т.е. без ускорения, 
сохраняется неизменный ход механических событий, и мы можем судить о движении 
системы без ускорения и только по изменению ее расстояний от тел отсчета. С 
таким же правом мы можем приписать данной материальной системе неподвижность, 
тогда движущимися окажутся другие тела, которые раньше мы принимали за 
неподвижные. В этом и состоит классический принцип относительности - обобщение 
наблюдений, аналогичных наблюдениям в каюте корабля, о которых писал Галилей.

92

Принцип относительности Галилея - Ньютона кажется естественной основой 
классической картины мира, в которой не должно быть ничего, кроме тел, 
движущихся одно относительно другого и действующих одно на другое. С этой точки 

зрения выделение систем, движущихся с ускорением, кажется произвольным. 
Объяснение сил инерции абсолютным движением не вытекает из картины движущихся и 

взаимодействующих тел. Они, эти силы инерции, объясняются не взаимными 
отношениями тел, а отношением тела к пространству. Ускорение относительно 
пустого пространства - источник сил инерции. Эта мысль вводит пустое 
пространство в число агентов, определяющих ход событий в природе.

С такой точки зрения Мах критиковал ньютоново понятие абсолютного движения 
ускоренных систем. В противовес ньютоновой концепции сил инерции как 
доказательства абсолютных ускорений Мах выдвинул принцип: "все в природе 
объясняется взаимодействием масс". Как мы увидим, Эйнштейн в конце концов 
перестал считать принцип Маха универсальным; он допустил возможность таких 
процессов природы, для которых принцип Маха теряет смысл. Идеи Эйнштейна 
исходили из понятия поля как реальной среды, воздействующей на поведение 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 362
 <<-